Новости
Коррупция в России достигла африканских масштабов
Общество | Россия

В России резко выросла коррупция. Всего год назад российские чиновники довольствовались примерно такими же взятками, как их азиатские коллеги из Индии и Непала. Сегодня запросы отечественных взяткополучателей достигли африканского уровня Нигера и Сьерра-Леоне. Таковы результаты последнего исследования, проведенного Transparency International.

Ежегодный индекс Transparency International (TI) показывает степень коррумпированности госаппарата в разных странах мира. TI составляет свой индекс по различным опросам, проведенным за последние три года. В нынешнем рэнкинге учитывались исследования World Economic Forum, Freedom House, International Institute for Management, Economist Intelligence Unit, United Nations Economic Comission, Columbia University, Informarional International, World Markets Research Centre Risk Ratings, Political & Economic Risk Consultancy и Merchant International Group. 

Наименее коррумпированными TI, как и в прошлом году, признала Исландию, Финляндию, Новую Зеландию и Данию. Россия среди 159 стран, входящих в нынешний индекс, заняла 126-е место, разделив его с Албанией, Нигером и Сьерра-Леоне. Наша нынешняя оценка — 2,4 по 10-балльной шкале. Год назад среди 146 стран Россия оказалась на 90-м месте (2,8 балла) в почетной компании с Индией, Мозамбиком, Непалом и Танзанией. У соседей России ситуация лучше: Украина, Казахстан и Беларусь получили по 2,6 балла, сообщают "Ведомости".

В течение четырех предыдущих лет уровень коррупции в России снижался, пояснила “Ведомостям” руководитель российского отделения TI Елена Панфилова. “В начале десятилетия у всех были очень позитивные ожидания, — замечает Панфилова. — Но реформы застыли, а надежды оказались обманутыми”.

Предприниматели поддерживают выводы TI. За быстрое возмещение НДС, положенное по закону при экспорте, налоговики хотят получить порядка 10% возвращаемой суммы, рассказывает налоговый менеджер крупного промышленного холдинга. Отказаться от такого предложения, по его словам, значит “завязнуть в ежемесячных судебных разбирательствах”. Часто чиновники играют в “злого” и “доброго” полицейского, добавляет Дмитрий Костальгин из “Русфининвест-Аудита”: найдя в налоговой отчетности прегрешения, налоговики могут предложить компании услуги “знакомого” адвоката, который запросит огромный гонорар, но быстро решит проблемы. А менеджер иностранной нефтяной компании рассказывает, что лицензии на разработку месторождений настолько детализированы, что “ничего не нарушить невозможно”, а чтобы чиновники закрывали глаза, приходится платить.

Чиновники много берут, поскольку очень не уверены в своем будущем, говорит член президиума “ОПОРы” Алексей Кожевников. “Когда не знаешь, сколько осталось до увольнения, главным становится схватить максимум сегодня”, — говорит он. За последние годы резко выросла “цена вопроса”, добавляет чиновник Минэкономразвития: “Принимаемые решения могут обернуться огромными потерями или прибылью для компаний, потому и стоят дороже”.

Усиление контроля за чиновниками проблемы не решит, уверен экономист ФБК Игорь Николаев. Чем сильнее работают контрольные органы, тем большую “премию за риск” требуют чиновники, говорит Николаев. “Коррупция — страховка, которую бизнесу приходится платить за свою безопасность”, — добавляет Панфилова. Очень важно знать, что компанию не проверят внезапно, а проверив — будут относиться “по-человечески”, объясняет менеджер металлургической компании.

С предпринимателями и экспертами согласны и высокопоставленные чиновники. “Это [коррупция] очень серьезная проблема”, — признал вчера на заседании Всемирного экономического форума министр экономразвития Герман Греф. Настолько серьезная, что, с точки зрения министра, для чиновников, которые берут взятки в крупном размере, можно “сделать исключение из правил” и наказывать их конфискацией имущества.