Накануне состоялось очередное заседание Государственной Думы автономного округа. Депутаты рассмотрели сорок вопросов. В окончательном чтении приняты десять законов, в первом чтении - двенадцать, во втором – два, сообщили Накануне.RU в пресс-службе окружной Госдумы.
Работу над законопроектами депутаты начали с принятия Закона "О межбюджетных отношениях в ЯНАО". Закон разработан в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований и регламентирует основные положения и методические подходы к формированию и распределению финансовых средств окружных и местных фондов финансовой поддержки. Объемы финансовой помощи из окружного бюджета муниципальным образованиям в 2006 году предполагается увеличить по сравнению с 2005 годом не менее чем на 10 процентов. В бюджете текущего года эта сумма составляет 12,7 млрд. рублей.
Депутаты пересмотрели ставки транспортного налога. Несмотря на то, что размер ставки с 1 января 2006 года увеличится почти в два раза, он практически по всем категориям транспортных средств ниже среднего от предельно установленных Налоговым кодексом РФ, который предусматривает возможность их повышения в пять раз. При этом ранее установленные законом налоговые льготы сохраняются. Предполагается, что реализация закона привлечет в бюджет округа дополнительные доходы в размере 119 миллионов рублей.
В первом чтении рассмотрены поправки в законы автономного округа «Об инвестициях» и «Об инновационной деятельности». Они позволят законодательно усовершенствовать отношения в этих сферах, которые, согласно Посланию Президента РФ, являются основной движущей силой, способствующей удвоению ВВП страны к 2010 году. Принятые изменения определяют порядок и формы государственной поддержки инвестиционной деятельности предприятий и организаций на территории автономного округа, устанавливают гарантии прав субъектов инновационной деятельности и нормы правовой охраны ее результатов. Таким образом, закладываются правовые основы, стимулирующие развитие инвестиционной и инновационной деятельности и направленные на повышение экономического потенциала Ямала.
Большой блок представленных на заседание вопросов касается социальной сферы. Часть из них - вопросы наделения органов местного самоуправления различными государственными полномочиями в этой сфере.
Внесены поправки в окружной Закон «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в ЯНАО». Они предусматривают дополнительные к установленным ранее меры социальной поддержки жителей округа. В частности, льготы по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение будут распространены на лиц, работавших в тылу, либо награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в ВОВ, реабилитированных лиц, блокадников и вдов участников ВОВ, а также лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, и дадут право предоставлять инвалидам денежные компенсации взамен неиспользованной путевки.
С целью снижения бедности среди семей с детьми, улучшения демографической ситуации указанный закон установливает ежемесячные денежные выплаты многодетным семьям. Кроме того, ежемесячные выплаты и пособия будут индексироваться.
В закон также внесли норму, сохраняющую ранее существовавший порядок компенсации расходов по оплате стоимости проезда к месту отдыха неработающим пенсионерам. Приняты поправки в законы автономного округа «Об оплате труда работников окружных государственных учреждений» и «О гарантиях и компенсациях работникам бюджетной сферы, проживающим на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в сельской местности». Дополнения уточняют круг лиц, имеющих право на повышенные на 25 процентов тарифные ставки (оклады), а также распространяют эту норму на специалистов окружных государственных учреждений здравоохранения, социальной защиты населения, образования, культуры и искусства, физической культуры и спорта, ветеринарии, проживающих и работающих в сельской местности, независимо от того, где располагается окружное государственной учреждение, на территории автономного округа или за его пределами.
Во втором чтении рассмотрен проект закона «Об организации и деятельности органов местного самоуправления по опеке и попечительству над детьми, оставшимися без попечения родителей». Законопроект призван объединить разрозненные нормы и выработать единый подход к правоотношениям в данной сфере. Ежегодно в автономном округе выявляется более четырехсот детей, остающихся без родительского попечения и по состоянию на 1 января этого года их количество оставляет 2 115 человек. Проект учитывает региональные особенности автономного округа. В частности, предлагается установить приоритет семейного (или родового) воспитания оставшихся без родительского попечения детей – представителей коренных народов Севера. Такая мера позволит сохранить этнические корни, обеспечит преемственность поколений коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории округа.
В продолжение этой темы в первом чтении рассмотрены поправки в Закон автономного округа «О порядке и размере выплаты денежного содержания ребенка опекуну (попечителю)», который устанавливает единый для всех муниципальных образований размер денежного содержания на ребенка, переданного под опеку. Он составляет: на ребенка в возрасте до 1 года – 3 700 рублей в месяц, от 1 до 3 лет – 3 900, от 3-6 – 5 100, на ребенка школьного возраста – 8 100 рублей в месяц. Кроме того, нормативный акт устанавливает систему корректирующих коэффициентов, учитывающих различие в стоимости денежного содержания в разрезе муниципальных образований, а также норму о ежегодной индексации данных выплат.
Принят Закон автономного округа «О социальном обслуживании населения в Ямало-Ненецком автономном округе». Необходимость его разработки связана с тем, что в связи с 122-м федеральным законом полномочия по социальному обслуживанию населения переданы субъектам Федерации. Проект закона построен с учетом принятия комплекса мер, отвечающих разнообразию жизненных ситуаций и потребностям социально уязвимых групп населения. Законом определена компетенция органов государственной власти в сфере социального обслуживания населения, определен перечень учреждений социального обслуживания и их права, правовое положение клиентов социальных служб, гарантии и компенсации работникам социальных служб. Закон также устанавливает виды социального обслуживания: на дому, в отделениях дневного пребывания и в стационарах, срочное социальное обслуживание, реабилитационные услуги, временный приют, консультативную и материальную помощь.
Во втором чтении рассмотрена методика расчета норматива и объема расходов финансирования на обеспечение прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях. Новый порядок расчета средств бюджетного регулирования, которые будут выделяться местным бюджетам в виде субвенций, предусматривает расходы на финансирование текущих расходов на выплату заработной платы, на приобретение учебных пособий, технических средств обучения, расходных материалов и расходов на хозяйственные нужды и составляет на очередной финансовый год 27,4 тыс. рублей на одного обучающегося. В ходе работы над законопроектом поступили предложения от органов власти муниципальных образований. Поэтому принято решение до окончательного принятия закона провести дополнительные консультации и рассмотреть его на коллегии департамента образования автономного округа. Законопроект также предполагает систему корректирующих коэффициентов по муниципальным образованиям и по типам общеобразовательных учреждений.
Депутаты обсудили вопрос об образовании при Государственной Думе автономного округа Молодежной палаты и утвердили ее Положение. Необходимость такого совещательного и консультативного органа была озвучена на Форуме молодежи Ямала «Молодежь и власть», прошедшем в марте этого года. Эта идея была поддержана руководством окружной Думы, депутатской фракцией политической партии «Единая Россия». Палата призвана, с одной стороны, изучать проблемы ямальской молодежи, содействовать законодательной деятельности в области правового регулирования прав и законных интересов молодых людей, с другой, приобщать молодежь к парламентской деятельности, формировать правовую и политическую культуру молодежи. Молодежная палата будет образована на добровольной основе в составе представителя Государственной Думы округа, представителей молодежных общественных объединений и общественных молодежных палат муниципальных образований округа.
По окончании пленарного заседания перед депутатами выступил заместитель полномочного представителя Президента в Уральском федеральном округе Виктор Басаргин. Он озвучил задачи, стоящие перед аппаратом полпредства по реализации социальных инициатив Президента. Значительная роль в этом отводится региональным и местным органам власти. И от того, насколько согласованными будут действия законодательных и исполнительных органов, зависит успех этих программных заявлений. Ознакомившись с повесткой сегодняшнего заседания, Виктор Федорович с удовлетворением отметил, что «в этом вопросе ямальские законодатели работают в унисон с аппаратом полномочного представителя».
Виктор Басаргин призвал ямальских депутатов осуществлять постоянный контроль за решением поставленных задач и рекомендовал разработать комплексные программы по национальным проектам, предложенным Президентом Российской Федерации. «В конечном счете, они направлены на человека, на повышение качества жизни наших граждан», - подчеркнул заместитель полпреда.
Следующее заседание Государственной Думы автономного округа запланировано на 25 ноября. Предполагается, что на нем будет рассмотрен в первом чтении проект бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа на 2006 год.