Новости
ФСБ рекомендует нефтяным компаниям поменять иностранных директоров на россиян
Экономика | Россия

Федеральная служба безопасности предлагает нефтяным компаниям менять иностранных генеральных директоров на местных — иностранцам по закону о государственной тайне не положено видеть подробные карты. Для “дочек” ТНК-BP активность ФСБ закончилась приостановкой лицензий на работу с гостайной.

На заседании Консультационного совета по иностранным инвестициям западные нефтяные компании жаловались: карты с точностью выше чем 1 к 2500 (в 1 см 25 м) относятся к гостайне, и иностранные сотрудники не имеют права работать с ними. “Для определения координат точек бурения используются очень подробные карты местности, которые по-прежнему секретны”, — объясняет источник, близкий к “Салым петролеум девелопмент” (СПД) — совместному предприятию Royal/Dutch Shell и Sibir Energy. Замминистра экономического развития Андрей Шаронов сообщил в пятницу, что региональные управления ФСБ приостановили работу подразделений российско-британской ТНК-BP в Западной Сибири из-за несоблюдения закона о гостайне.

Как пишет газета "Ведомости", лицензия на работу со сведениями, составляющими гостайну, выдается после экспертизы компании и аттестации ее руководителя или его заместителей. “Уже больше года ФСБ, ссылаясь на внутренние инструкции, требует от нас, чтобы аттестован был именно руководитель компании”, — жалуется сотрудник нефтяной компании с иностранными совладельцами. Иностранец может аттестоваться на допуск к гостайне лишь на основании межгосударственного соглашения. “Нам ничего о таких действующих соглашениях не известно”, — сообщает чиновник Минэкономразвития.

По сведениям чиновников, больше всех от активизации ФСБ пострадала ТНК-BP, многие “дочки” которой возглавляли иностранцы. СПД тоже столкнулась с недоверием силовых структур, признает источник в компании. А чиновник Минэкономразвития говорит, что на проблемы с доступом к геодезической информации жаловалась и ExxonMobil. “К нам приходили эфэсбэшники, сообщали, что лицензия на работу со сведениями, содержащими гостайну, приостановлена, и опечатывали комнату первого отдела”, — рассказывает сотрудник ТНК-BP. “Без такой лицензии компании долго работать сложно, ведь доступ к необходимым картам и геодезическим сведениям обрубается”, — говорит другой нефтяник. Официальный представитель ТНК-BP признал, что требования силовиков “создают трудности в работе и вызывают недоумение у иностранных сотрудников компании”. А источник, знакомый с ситуацией в ТНК-BP, говорит, что компании удалось решить проблемы на местах: “Кое-где мы сменили иностранных директоров, а в некоторых компаниях попробовали отдать всю работу с секретными сведениями на аутсорсинг российским компаниям”. По словам источника, близкого к СПД, компании также пришлось нанимать российскую фирму для работы с картами.

Сейчас для ТНК-BP один раз решенная проблема гостайны снова выходит на первый план в связи с переводом крупных активов компании в одно юридическое лицо. Ведь возглавлять новую компанию по соглашению акционеров должен представитель BP. “Англичанам непонятно, — говорит источник, знакомый с ситуацией в компании, — почему из-за каких-то карт, на которые президент-британец и смотреть не собирается, у них могут возникнуть проблемы с наращиванием добычи”.

По словам Шаронова, Минэкономразвития предлагает решить проблему с доступом к гостайне за счет назначения в компании специального заместителя, ответственного за секретные сведения, а ФСБ предлагает компаниям с иностранными руководителями отдавать работу с гостайной на аутсорсинг — как и поступали СПД и ТНК-BP. “Оба подхода ущербны: в первом случае никак нельзя гарантировать, что иностранец не получит доступ к секретам государства, а во втором — мы создаем обременение на компании”, — признает чиновник Минэкономразвития.

“Ужесточение политики в отношении иностранцев грозит тем, что они у нас скоро вообще потеряют право работать в нефтяной отрасли, — возмущается президент Института энергетической политик Владимир Милов. — А передача картографической и геодезической работы на аутсорсинг — выход сомнительный, поскольку многие управленческие решения нужно принимать на основе точных карт”.

В ФСБ от комментариев отказались. Высокопоставленный чиновник правительства пообещал, что коллизия будет урегулирована в новом законе об ограничении участия иностранного капитала в российских стратегических предприятиях: “Получив согласие на сделку, инвестор должен будет принять на себя обязательства сформировать один или несколько органов управления исключительно из числа российских граждан. В случае с нефтяными компаниями это будет касаться только подразделения, работающего с картами”.