Норвежская рыбоохрана арестовала в районе острова Медвежий в Баренцевом море два российских рыболовных судна — траулер “Капитан Горбачев” и транспортный рефрижератор “Дмитрий Покрамович”. Об этом сообщили в Федеральном агентстве по рыболовству (ФАР) России.
По словам представителей ФАР, норвежская сторона не высказала никаких претензий по документации судов, однако посчитала нарушением непредоставление информации российскими судами о начале выгрузки в островной зоне Шпицбергена. Сейчас специалисты рыболовного ведомства уточняют местонахождение судов, сообщате РБК.
“Если суда находились в территориальных водах Норвегии, тогда претензии норвежской стороны справедливы, если же нет, то, находясь в международной зоне, суда могут действовать по общим правилам, не уведомляя ведомства каких-либо стран о своих намерениях”, — пояснили в ФАР.
Норвегия утверждает, что задержанные суда находились в 12-мильной зоне острова Медвежий, которая является территориальными водами Норвегии. Ранее сегодня в районе 12-мильной зоны от острова Шпицберген было задержано судно “Метелица”, которое в настоящее время доставлено в порт Тромсе. Между тем, как стало известно, капитан российского рыболовецкого траулера “Капитан Горбачев” Белоусов, задержанного кораблями береговой охраной Норвегии, отказывается выполнять требования инспекторов. В настоящее время судно стоит на рейде в районе острова Медвежий, капитан уведомил своего судовладельца о создавшейся ситуации и ждет его дальнейших распоряжений.
Российские рыбаки расценивают действия норвежской береговой охраны как захват судов. Об этом говорится в радиотелеграмме капитана транспортного судна “Дмитрий Покрамович” Владимира Евсеева, которую он отправил руководству ЗАО “РПО “Мурманрыбпром”. По словам капитана судна, 24 октября российские суда были осмотрены инспекторами с норвежского корабля береговой охраны. При этом, как утверждает капитан, не было обнаружено никаких нарушений по грузу. Тем не менее, представители норвежских властей заявили об аресте судов в связи с неподачей уведомления о начале грузовых операций в островной зоне Шпицбергена и предложили российским морякам следовать в норвежский порт Тромсе.
После того, как российские моряки отказались проследовать в норвежский порт, к транспортному судну “Дмитрий Покрамович” подошел корабль норвежской береговой охраны, с которого высадились 11 человек швартовой команды и два инспектора.
Российские МИД внимательно следит за ситуацией, связанной с задержанием норвежскими властями двух российских траулеров в Баренцевом море, заявил представитель российского внешнеполитического ведомства. На Смоленскую площадь был вызван временный поверенный в делах Норвегии в Москве. От него потребовали полной информации и разъяснения случившегося у острова Медвежий.
По словам официального представителя МИД Михаила Камынина, норвежскому дипломату заявили, что очередное задержание двух российских судов близ Шпицбергена “не способствует здоровому климату в отношениях между Москвой и Осло”. Как подчеркнул Камынин, данный инцидент на фоне недавнего задержания траулера “Электрон” в очередной раз диктует необходимость “в самые сжатые сроки урегулировать проблему работы в районе Шпицбергена российских рыболовных судов”.
Напомним, что 15 октября 2005 г. траулер “Электрон” был задержан в Баренцевом море, как утверждает норвежская сторона, за нарушение правил рыболовства. Сегодня в Калининграде начала работу 34-я сессия российско-норвежской комиссии по рыболовству. На ней, как ожидается, основная дискуссия развернется вокруг параметров норвежской рыбоохранной зоны вокруг архипелага Шпицберген, а также обстоятельств инцидента с российским траулером “Электрон”.