Новости
В Тюмени UTair и "Ренессанс Капитал" предоставляют кредиты на покупку авиабилетов
Общество | Ханты-Мансийский АО - Югра | Ямало-Ненецкий АО | Тюменская область | Россия

Авиакомпания UTair и банк "Ренессанс Капитал" придумали экзотический сегмент потребительского кредитования. С конца прошлой недели в Тюмени клиентам UTair банк предоставляет возможность приобрести авиабилеты в кредит.

Гендиректор авиакомпании Андрей Мартиросов полагает, что новшество позволит повысить лояльность пассажиров, а также сделает менее болезненным рост стоимости билетов из-за подорожания авиакеросина. Но коллеги UTair и "Ренессанс Капитала" весьма удивлены новой услугой партнеров. По их мнению, авиаперелетам сопутствует достаточно высокий риск, а экспресс-кредиты не подразумевают обязательной страховки. В результате процентная ставка по таким кредитам может быть достаточно высока.

UTair входит в пятерку ведущих авиакомпаний России, обслуживая около 1,5 млн пассажиров ежегодно. Авиапарк UTair насчитывает 117 самолетов и 184 вертолета. Выручка компании за 6 месяцев 2005 г. составила 4,5 млрд руб., чистый убыток – 22,4 млн руб. Крупнейшим держателем (номинальным) акций UTair является Центральный сургутский депозитарий (75,64%). Считается, что этот пакет принадлежит структурам, аффилированным с "Сургутнефтегазом". Банк "Ренессанс Капитал" входит в состав инвестиционной группы "Ренессанс Капитал".

В конце прошлой недели авиакомпания UTair и банк "Ренессанс Капитал" презентовали в Тюмени первый российский проект по продаже авиабилетов в кредит. Теперь клиенты UTair имеют возможность приобрести билеты в кредит сроком на 10 месяцев на сумму от 3 до 30 тыс. руб. с первоначальным взносом 10%. "Мы осуществляем этот проект для того, чтобы максимально приблизиться к нашим пассажирам. В последнее время в связи с ростом цен на керосин, а соответственно, и на авиабилеты многие из них заинтересованы в том, чтобы отсрочить оплату билета. В этом и состоит преимущество нашего нового проекта, а со стороны наших клиентов мы ожидаем повышение лояльности", – заявил гендиректор авиакомпании Андрей Мартиросов.

Как пояснил начальник отдела маркетинга и регулярных перевозок компании UTair Юрий Романюк, на авиарынке уже существуют проекты кредитования, но они подразумевают получение кредита в офисе банка. "Суть нынешнего проекта заключается в том, что процедура оформления кредита происходит в офисах продаж авиабилетов при участии представителя банка и сотрудника авиакомпании и должна занимать не более 40 минут", – говорит Романюк.

По его словам, оказание подобных услуг уже налажено в Тюмени, а до конца года планируется подключить к данной схеме кредитования аэропорты в Сургуте, Ханты-Мансийске и Ноябрьске. Планируется также открыть офисы в Москве и Республике Коми. При этом клиент UTair сможет получить кредит не только на себя, но и на всех членов семьи и ближайших родственников. "Под это соглашение попадают и все соглашения интерлайна (партнерства со всеми перевозчиками): мы расплачиваемся с партнером живыми деньгами, перевозчиков это не затрагивает", – объясняет представитель UTair.

Менеджер по внедрению нового бизнеса "Ренессанс Капитала" Анна Полякова рассказала, что идея нового продукта была плодом совместного творчества авиакомпании и банка. Она подчеркнула, что условия авиакредита будут мало отличаться от стандартного потребкредита. "Удорожание билетов составит от 10% до 20% в зависимости от срока кредитования и первоначального взноса", – сообщила Анна Полякова, однако отказалась назвать конкретную процентную ставку, сославшись на политику банка. По ее словам, банк рассчитывает, что таким образом будет продаваться 10-20% всех билетов UTair.

Но у участников рынков потребкредитования и авиаперевозок новация "Ренессанс Капитала" и UTair вызвала удивление: большинство из них считают, что эта услуга не будет востребована, а поэтому следовать примеру пионеров они не намерены. В пресс-службе банка Home Credit заявили, что не занимаются и не планируют заниматься подобным видом потребкредитования, поскольку не считают его перспективным.

Директор по корпоративным продажам авиакомпании "Сибирь" Сергей Лаврентьев отметил, что схема, предложенная "Ренессанс Капиталом" и Utair, интересная, но она вряд ли сможет повысить пассажиропоток. "По этой причине авиакомпания "Сибирь" не собирается внедрять данную схему на своих рейсах", – сказал он. В "Аэрофлоте" сообщили, что тему продажи билетов в кредит авиакомпания пока не рассматривала и планов по внедрению этой услуги у них нет.

Исполнительный директор Центра развития Дмитрий Лепетиков также считает, что у кредитного предложения UTair и банка "Ренессанс Капитал" нет больших перспектив. "При выдаче кредита клиент должен подвергаться тщательной проверке, что в условиях авиакассы сделать достаточно трудно, – заявил он. – Кроме того, сумма кредита будет довольно небольшая, а, значит, ставка по ним достаточно высокая. В результате услуга, скорее всего, не будет пользоваться большим спросом". По словам эксперта, в мире подобная схема почти не распространена. "Авиабилеты приобретаются с помощью кредитной карты – это требует меньше времени на совершение покупки и не требует проверки клиента", – отмечает г-н Лепетиков. Кстати, Анна Полякова сообщила, что совместная кредитная карта банка и UTair может стать следующим шагом в сотрудничестве компаний.

Между тем экзотичность сферы кредитования накладывает на банк и специфические риски. Авиаперелеты сопряжены с риском для жизни, чего не бывает с обычными услугами и товарами, приобретаемыми в кредит, а это подразумевает определенную страховку. Но в "Ренессанс Капитале" не согласны с этим. "В данном продукте мы отказались от обычной необязательной страховки здоровья и жизни клиента, – говорит г-жа Полякова. – Риск гибели пассажира крайне низок. Единственное, что отличает авиакредит от обычного кредита, – это психологический момент: после поездки у клиента остаются билеты, фотографии и воспоминания, то есть почти ничего материального, но кредит тем не менее надо выплачивать", пишет газета RBC daily.