"Перед нами стоит задача не просто выстроить систему национальной логистики на базе наших терминалов, а интегрировать ее в транснациональную систему",- заявил в Сеуле директор Центра по перевозке грузов в контейнерах "ТрансКонтейнер" - филиала ОАО "РЖД" Петр Баскаков.
Объемы перевозок по Транссибирской магистрали – это один из главных критериев оценки деятельности не только всего российского транспортного комплекса, но и международной контейнерной системы.
За последние два года Российские железные дороги решили тактические задачи по увеличению грузопотока Транссибирской магистрали. Инвестируются средства в подвижной состав и инфраструктуру, проведена реорганизация управления движением, упрощается процедура таможенного оформления, развиваются альтернативные службы охранного сопровождения грузов. Таким образом, создаются максимально привлекательные условия по скорости доставки, контролю прохождения и стоимости перевозки.
На протяжении 2004 года ОАО "РЖД" продолжало решать и стратегические задачи. Одна из них - консолидация части контейнерной инфраструктуры "ТрансКонтейнера" в целях выведения сервиса в сфере контейнерных перевозок на мировой уровень. Алгоритм решения этой задачи окончательно сформировался в 2005 году, когда в ведение "ТрансКонтейнера" была передана часть контейнерных терминалов отрасли, относящихся к грузообразующим центрам Транссибирской магистрали.
Решение логичное, считают в "РЖД", поскольку одним из основных сдерживающих факторов развития Транссиба остается недостаточное техническое оснащение части контейнерных терминалов магистрали. Требуется их комплектование подъемным оборудованием, предназначенным для работы с 40-футовыми контейнерами. На Транссибе сегодня 36 станций имеют терминалы для выполнения грузовых операций с крупнотоннажными контейнерами и пока только 13 станций работают с 40-футовыми.
Исследование показало, что внутренние терминалы грузообразующих центров какого-либо государства, также как и пограничные, являются ключевыми звеньями экспорта и импорта его транспортных услуг. Поскольку в большинстве случаев такие терминалы выполняют функции логистических центров действующих и зарождающихся международных транспортных коридоров. Подобная взаимосвязь наиболее характерна для главного международного транспортного коридора – Транссибирской магистрали. Основным же критерием таких терминалов является соответствие современным требованиям не только на уровне оборудования, но и на уровне технологии оказываемых комплексных услуг.
Время доставки контейнерных грузов по Транссибу – вне конкуренции, причем сравнительный анализ стоимости перевозки 40-футового контейнера из Китая в Европу по трансокеанскому маршруту через порты Шанхай-Гамбург и по Транссибирской магистрали через порт Восточный, показывает, что железнодорожный маршрут конкурентоспособен и при доставке контейнера в Центральную и Восточную Европу (Германия, Польша, Венгрия, Словакия).
В целях дальнейшего повышения конкурентоспособности перед "РЖД" стоит задача не просто выстроить систему национальной логистики на базе терминалов, а интегрировать ее в транснациональную систему. Наиболее эффективно это можно осуществить, создав в Европе крупный логистический центр, связанный с системой терминалов на Транссибе. Совместно с европейскими партнерами.
Первый шаг на этом пути уже сделан. Сейчас разрабатывается собственная информационная система, которая охватывает все отделения, агентства и терминалы. Эта система будет обеспечивать информационное взаимодействие при осуществлении сквозного транспортного сервиса: с автотранспортными предприятиями, судоходными линиями, портовыми операторами, таможенными органами, охранными и страховыми компаниями.
Подключение к единой информационной системе всех ресурсов, а главное контейнерных площадок в грузообразующих центрах позволит создать сеть опорных транспортно-логистических узлов. Это позволит предоставлять клиенту любую конфигурацию комплексной транспортной услуги и информацию о нахождении его груза независимо от места его обращения в данную систему.
"Уровень сервиса транзитных перевозок контейнеров по Транссибирской магистрали подтверждается доверием новых клиентов и партнеров. Это новые проекты и по поставке продукции концерна ИКЕА из Китая в Россию и страны Европы, и проекты по поставке древесины из Швеции через порты Балтии в Японию",- заявил Петр Баскаков.