Новости
Вырисовывается новая схема, по которой Путин может остаться у власти после 2008 года
Политика | Россия

Инициатива, с которой выступил вчера президент Владимир Путин, вполне может позволить ему остаться у руководства Россией и после 2008 года. Если перенести её на общефедеральный уровень, то отсюда недалеко и до реализации сценария, который некоторые аналитики считают вполне вероятным для решения "проблемы 2008 года": ушедший после выборов на покой Владимир Путин становится "всего лишь" лидером правящей партии, которая в качестве новой "руководящей и направляющей силы" будет вправе назначать и снимать и губернаторов, и премьеров, и самого президента, пишет сегодняшний "Коммерсант".

Напомним, что вчера президент внес в Госдуму поправки в законы "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ" и "О политических партиях". Они дают партиям, победившим на выборах в региональные парламенты, право выдвигать своих кандидатов в губернаторы.

Эксперты издания убеждены, что воспользоваться им сможет только одна партия – "Единая Россия". А значит, эти поправки могут стать шагом к новой политической модели, при которой все руководство страны станет партийным, а сама эта партия – очередной "руководящей и направляющей силой" российского общества.

Согласно этому документу, партии, чьи списки получили по итогам выборов в региональный парламент наибольшее количество депутатских мандатов, "вправе инициировать" рассмотрение законодательным органом предложения о кандидатурах на пост главы субъекта РФ. Если число мандатов окажется одинаковым у двух и более партий, такое право получит каждая из них. Но президенту это предложение будет направлено лишь в том случае, если за него проголосует большинство регионального парламента. Порядок утверждения партийных кандидатур внутри партии определяется ее уставом. Правда, учитывать высказанное таким образом мнение президент не обязан.

Напомним, что сегодня списки кандидатов на губернаторский пост формирует полпред президента. Далее этот документ уходит в Кремль, откуда обратно в регион поступает одна завизированная лично президентом кандидатура. Региональные парламентарии могут либо утвердить решение президента, либо отказать. Глава государства в последнем случае оставляет за собой право разогнать региональный парламент.

Интересно, что сами единороссы ничуть не стесняются своих амбиций и считают, что региональным уровнем новации не ограничатся. Так, первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов заявил "Коммерсанту", что вчерашние поправки "направлены на реализацию идеи президента о переходе к формированию правительства парламентским большинством".

А секретарь президиума Генерального совета партии "Единая Россия", заместитель председателя ГД РФ Вячеслав Володин заглянул еще дальше, не исключив, что законопроект может стать первым шагом к новой партийной модели государства. "Формирование партийной исполнительной власти влечет за собой формирование партийного правительства, а затем – избрание партийного президента",– пояснил он изданию.

Интересно, что многие эксперты отмечают постепенное приближение российского политического устройства к политическому устройству Германии. Так директор Института региональных проблем Максим Дианов в интервью изданию "Новые Известия", заявил, что "если вспомнить биографию Владимира Владимировича и посмотреть на избирательную систему Федеративной Республики Германия, то становится ясно, что все последние шаги Кремля в области государственного строительства почти полностью копируют ситуацию в Германии". "Правда, там у президента другие полномочия, – сказал политолог, – но формально именно он предлагает победившим в земельных парламентах партиям кандидатуру руководителя исполнительной власти земли, а парламент ее утверждает".

По мнению эксперта, предложенная Владимиром Путиным год назад новая система назначения губернаторов была первым шагом по реализации немецкой модели. Теперь настал черед следующего этапа. При этом Дианов не исключает, что и на федеральном уровне мы идем к парламентской республике немецкого образца, конечно, с учетом местных особенностей. "Теоретически и юридически даже в рамках нынешней Конституции можно это сделать, – пояснил политолог. – Как и в Германии, у нас президент формально не имеет прямого отношения к вертикали исполнительной власти, за исключением того, что он назначает министров-силовиков и главу МИДа".

При этом политолог также не исключает, что следующим шагом В.Путина станет введение аналогичной схемы и на федеральном уровне, то есть выдвижение кандидата в премьеры партией, победившей на думских выборах. Тем более что менять Конституцию, в которой содержится исчерпывающий перечень полномочий Госдумы, для этого не понадобится, ведь новые полномочия появятся не у Думы, а у партий.