К юбилею известной балерины Майи Плисецкой приурочен Международный фестиваль танца, организатором которого выступил Большой театр. На прошедшей неделе в Москву прибыла сама Майя Плисецкая. 20 ноября ей исполняется 80 лет.
Майя
Плисецкая Народная артистка СССР (1959). Выдающаяся танцовщица 2-й пол.
20 в., вошедшая в сторию балета феноменальным творческим долголетием. Став
известной сразу же после окончания училища, Плисецкая начала с того, что создала
свой стиль, а пришла к тому, что создала свой театр. Редкий талант трагедийной
балетной актрисы проявился уже в 1945, на премьере Золушки. Не очень заметную
дивертисментную миниатюру "Осень", благодаря своему фено-менальному прыжку,
выразительной пластике и острому ощущению ритма, Плисецкая развернула в
драматичную и притом чисто танцевальную фреску. Контраст с общей сказочной и
даже легкомысленной атмосферой, царившей в спектакле, был разительным. Таким же
контрастом по отношению к стилю "большого балета" 50- 60-х гг. выглядели почти
все сценические создания Плисецкой, в том чесле исполнение ею главной партии в
академическом балете "Раймонда" и её выступления в праздничном "Дон Кихоте".
Необычной была интенсивность эмоций и яркость формы. Когда же ослепительная
яркость соединилась с трагедийной темой, возникла Кармен ("Кармен-сюита"), одна
из главных ролей Плисецкой в репертуаре Большого театра. ("Анна Каренина",
Чайка", "Дяма с собачкой"), а потом ушла из Большого театра. Возможность
станцевать подлинную классическую трагедию ей предоставила балетная труппа
француза Юрода Нанси ("Федра", балетм. С. Лифарь) и балетная труппа "Театро
лирико насиональ" ("Мария Стюарт", балетмейстр X.Гранеро). Но и балетные
инсценировки русской прозы и драматургии, осуществлённые Плисецкой в 70—80-х
гг., открыли близость романа Л. Н. Толстого, пьесы и рассказа А. П. Чехова
давней классической традиции. В русле этой традиции Плисецкая с 1942 танцует и
миниатюру М. М. Фокина "Умирающий лебедь", ставшую эмблемой её неповторимого
искусства.Плисецкая — первая исполнительница партий в Большом театре: фея Осени
("Золушка", 1945, балетмейстер Р. В. Захаров), Хозяйка Медной горы ("Скач о
каменном цветке", 1954, балетм. Л. М. Лавровский), Сюимбике ("Шурале", 1955,
балетм. Л. В. Якобсон), Лаурен-сия(1956. балетм. В. М. Чабукиани), Эгина (1958,
балетм. И. А. Моисеев), Хозяйка Медной горы (1959. балетм. Ю. Н. Григорович),
Фригия (1962, балетм. Якобсон), Жар-птица (1964, возобн. С. К. Власова и Н. Р.
Симачёва, по М. М. Фокину), Мех-менэ Бану ("Легенда о любви", 1965, балетм.
Григорович), Кар-мен (1967, балетм. А. Алонсо), Прелюдия на муз. И. Баха (1968,
балетм. Н. Д. Касаткина и В.Ю. Василёв). Др. партии: Маша ("Щелкунчик"), Мирта
("Жизель"), Раймонда; мазурка ("Шопениана"), Вакханка ("Вальпургиева ночь"),
Персидка (опера "Хованщина" М. П. Мусоргского), Аврора; Царь-девица
("Конёк-Горбунок"), Джульетта, гина (балетм. Григорович). Выступала в спектаклях
зарубежных труппах: "Гибель Розы" (1973, балетм. р. Пети, Марсельский балет);
"Болеро" (1975), "Айседо-ра" (1976, первая исполнительни-ца), "Леда" (1979, все
балетм. М. Бежар, "Балет XX века", Брюссель); "Федра" (1984, балетмейстр С.
Лифарь, Балетная труппа театра г. Нанси; 1985, т-р "Одеон", Париж; 1985, Римская
опера), "Эль Рснидеро" (1990, балетм. X. Лопес, театр "Колон", Буэнос-Айрес).
Пост.: "Анна Каренина" (1972, совм. с Н. И. Рыженко и В. В.
Смирно-вым-Головановым, Большой театр, Плисецкая — Анна Каренина; 1974, Т-р им.
Навои, Ташкент; 1974, Новосибирск; 1975, Вильнюс; 1976, Одесса; 1978,
Свердловск); "Чай-ка" Р. К. Щедрина (1980, Большой театр, Плисецкая — Чайка и
Нина Заречная; 1983, Театр собачкой" Щедрина (1985, Большой театр, Плисецкая —
Анна Сергеевна). В 1983—84 художественный руководитель балетной труппы римской
Оперы, в 1988—90 — балетной труппы "Театро лирико насиональ" (Мадрид), где
возобновила балет "Тщетная предосторожность" и выступила в спектаклях
"Кармен-сюита" и "Мария Стюарт" на музыку Э. де Диего (балетмейстер X. Гранеро).
В театре "Эспас Пьер Карден" состоялась премьера балета "Безумная из Шайо" на
муз. Щедрина (по Ж. Жиро-ду), где Плисецкая исполнила гл. партию (1992, балетм.
Дж. Качуляну). Снималась в кинофильме-концерте "Мастера русского балета" (1953),
кинофильмах-балетах "Лебединое озеро" (1957), "Сказка о Коньке-Горбунке" (1961),
"Анна Каренина" (1975), в худож. филь-мах (как драм. актриса) "Анна Каренина"
(1968), "Чайковский" (1970), в телеэкранизациях бале-тов "Болеро" и "Айседора"
("По-эзия танца", 1977), "Кармен-сюита" (1978), "Дама с собачкой" (1986), в
телевиз. фильме "Фантазия" (по мотивам "Вешних вод" И. С. Тургенева, реж. А. В.
Эф-рос, 1976), "Чайка" (1982). Её творчеству поев. док. фильмы "Майя Плисецкая"
(1964; новая ред. 1981), кинофильм "Балерина" (1969), телефильм-концерт "Майя
Плисецкая" (1973 и 1974), теле-фильм "Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая"
(1987). Пр. Анны Павловой (1962, Париж), Лен. пр. (1964). Награждена
французскими орденами Командора (1984) и Почётного легиона (1986). В 1985 П.
присвоено звание д-ра Сорбонны. С 1990 выступает с конц. программами за рубежом,
ведёт мастер-классы. В 1994 в Санкт-Петербурге состоялся Первый международный
балетный конкурс "Майя", посвященный творчеству
М.Плисецкой.