Во второй декаде ноября 2005 года Министерство регионального развития должно внести в правительство предложения по реализации комплекса мер направленных на социально-экономическое развитие закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), - сообщили Накануне.RU в пресс-службе федерального Министерства регионального развития.
Связано это с тем, что после вступления в силу 122 и 131 законов и внесением изменений в бюджетный и налоговый кодексы РФ схема взаимоотношений ЗАТО с центром и субъектами федерации кардинально изменится. Но, в связи с ограничением предпринимательской деятельности в ЗАТО, на данный момент не сформирована собственная налогооблагаемая база, которая позволила бы исполнять бюджеты в объемах не ниже, чем на 2005 год.
Кроме того, существующие ныне программы социально-экономического развития ЗАТО на 2006-2009 годы начали разрабатываться до вступления в силу упомянутых законов, и поэтому разработчики просто не могли предусмотреть всех новых условий. В итоге с 2006 года в ЗАТО может произойти скачкообразное изменение социально-экономической ситуации, связанное с общим снижением финансирования.
Существует и опасение того, что новая система межбюджетных отношений может
еще более усилить различие в положениях ЗАТО, расположенных в разных регионах
России.
В правительстве в итоге серьезно опасаются, что социальная
напряженность в ЗАТО, где расположены потенциально опасные и особо охраняемые
объекты, может привести к непредсказуемым последствиям, полной потере
высококвалифицированного кадрового потенциала и, в том числе, поставить под
сомнение возможность выполнения международных обязательств Российской Федерации
по нераспространению ядерного оружия, соответствующих технологий.
Вместе с тем, ЗАТО характеризуются достаточно развитой инфраструктурой, а также наличием высококвалифицированных кадров и высокотехнологичного оборудования. С учетом всего этого Правительством Российской Федерации поставлена задача разработать систему мер, предполагающую обеспечение стабильной работы ЗАТО с использованием их конкурентных преимуществ, и направленную на преодоление негативных факторов.
Одним из важнейших элементов системы мер является проведение комплексного изучения социально-экономического положения ЗАТО и потенциала их развития на местах, что, возможно, является наиболее эффективным методом при разработке планов перспективного развития. Одновременно предлагаются еще несколько мероприятий, среди которых передача специализированных учреждений здравоохранения в ведение Федерального медико-биологического агентства и разработка документов территориального планирования для всех ЗАТО.
В настоящий момент в Российской Федерации насчитывается 43 ЗАТО. Из них 10 относится к ведению Федерального агентства по атомной энергии, 27 относятся к ведению Министерства обороны Российской Федерации (в том числе 14 – к ракетным войскам стратегического назначения, 3 – к Космическим войскам, 8 – к ВМФ), 5 – к Федеральному агентству по промышленности, 1 – к Федеральному космическому агентству.
В состав ЗАТО в 22 субъектах Российской Федерации входят 25 городов, 36 поселков и 29 населенных пунктов. Общая численность населения, проживающего в данных ЗАТО, составляет свыше 1,3 млн. человек.