Новости
Бизнес в Общественной палате будут представлять Потанин, Титов и Борисов
Политика | Россия

Защищать интересы бизнеса в Общественной палате предпринимательские союзы направили президента “Интерроса” Владимира Потанина, председателя “Деловой России” Бориса Титова и президента “ОПОРы России” Сергея Борисова. Бизнесмены обещают сосредоточиться не на лоббировании корпоративных интересов, а на демографии и национальных проектах.

Создать Общественную палату как площадку для обсуждения гражданских инициатив и контроля за деятельностью правительства президент Владимир Путин предложил в сентябре 2004 г. после трагических событий в Беслане. По закону, который президент подписал в апреле, численность Общественной палаты составит 126 человек. Список из первых 42 членов Путин утвердил в конце сентября. Защищать интересы бизнеса в новом общественном органе будет президент РСПП Александр Шохин, под руководством которого планируется создать комиссию по экономической политике и предпринимательству. По закону об Общественной палате до конца ноября ее члены должны утвердить еще 42 представителей палаты от общероссийских общественных объединений, а затем столько же выдвиженцев от региональных общественных организаций.

По словам президента Славянского фонда Галины Боголюбовой, вошедшей в палату по президентской квоте, общественники прислали порядка 3000 заявок: “Сейчас наши юристы проверяют правильность поданных документов. А потом мы с помощью рейтингового голосования определим 42 победителей”. Заявки прислали и бизнес-объединения: бюро РСПП выдвинуло Потанина, генеральный совет “Деловой России” — Титова, а “ОПОРа” — Борисова. Шохин говорит, что кроме перечисленных в комиссию по экономической политике могут войти еще несколько человек.

Как пишут "Ведомости", Титов намерен трудиться в палате над экономической стратегией России: “Например, борьба с инфляцией — это тактика, а настоящей стратегии у правительства нет. И мы должны убедить чиновников ее принять”. Другая тема, которая беспокоит Титова, — демографическая ситуация. А по словам Шохина, бизнесмены сосредоточатся на “взаимоотношениях предпринимателей с регуляторами бизнеса — будь то налоговые или антимонопольные органы”. “Мы также попытаемся усовершенствовать законодательство, чтобы его нельзя было использовать для враждебных захватов собственности, будем участвовать в реализации национальных проектов”, — добавляет он. Лоббировать интересы частных компаний бизнесмены не собираются. “Вряд ли возникнет такая проблема. Мы уже давно забыли о том, чтобы через общественные институты лоббировать интересы отдельных компаний”, — уверяет Титов. Попытки уже были: в октябре главный редактор журнала “Эксперт” Валерий Фадеев, входящий в состав палаты, предложил освободить от уплаты НДС отечественные журналы, сохранив налог для лицензионных.

Попасть в палату бизнесмены смогут и на третьем этапе, по линии региональных общественных объединений. В список кандидатов от Новосибирской области включен вице-президент Инвестсбербанка Иван Индинок, а от Санкт-Петербурга — совладелец “Балтийской медиагруппы” Олег Руднов, в 1995 г. возглавлявший городской петербургский телеканал. В это же время Путин руководил предвыборным штабом Анатолия Собчака, переизбиравшегося в губернаторы города.

Эксперты в успешность работы бизнесменов в Общественной палаты не верят. “Присутствие лидеров бизнес-союзов в палате — чистая формальность, — убежден директор Института национальной стратегии Станислав Белковский. — Власти важно подчеркнуть, что бизнес участвует в деятельности палаты”. Правда, никаких “гарантий неприкосновенности бизнеса” членство в палате бизнесменам не даст, полагает Белковский. “Кремлю важно привлечь бизнес к работе палаты, а для предпринимателей это лишь дополнительная почетная должность”, — соглашается Олег Матвейчев из Bakster group. Он убежден, что использовать палату для лоббирования предприниматели не будут: “Для этого они уже давно завели себе контакты в высших чиновничьих кругах”. “А отраслевое лоббирование вполне возможно, — добавляет Алексей Макаркин из Центра политических технологий. — И случай с Фадеевым это доказывает”.