“Альфа-групп” впервые раскрыла своих владельцев. Вместе с Михаилом Фридманом, уже признавшим за собой более 40% холдинга, “Альфа-групп” контролируют исполнительный директор ТНК-ВР Герман Хан и глава совета директоров “Альфа-Эко” Алексей Кузьмичев. А в Альфа-банке этой троице принадлежит около 71%, сообщают "Ведомости".
Материнская структура консорциума “Альфа-групп” – гибралтарская CTF Holdings Ltd. Через цепочку офшоров она контролирует 100% акций группы Альфа-банка, владеет 25% акций ТНК-BP, 29,9% Golden Telecom, 43,5% “Киевстар GSM”, 24,5% акций “Вымпелкома” и 25,1% “Мегафона”, 80,41% акций ТД “Перекресток”. По итогам 2003 г. консолидированная выручка “Альфа-групп” – $488,8 млн, чистая прибыль – $1,99 млрд. Прибыль выше выручки, так как не во всех проектах у “Альфы” более 50% и не все доходы можно консолидировать.
Долгое время “Альфа-групп” предпочитала держать в секрете имена своих владельцев, а ее партнерам и конкурентам приходилось довольствоваться слухами. В конце 2004 г. председатель наблюдательного совета директоров “Альфа-групп” Михаил Фридман признался, что является крупнейшим акционером холдинга, и назвал еще одного своего компаньона — исполнительного директора ТНК-ВР Германа Хана. Источник в “Альфе” тогда назвал еще одного совладельца — председателя совета директоров “Альфа-Эко” Алексея Кузьмичева. А в начале октября 2005 г. в беседе с газетой The Wall Street Journal Фридман поделился, что его доля в группе превышает 40%. Но в официальных документах собственники себя не называли.
И тут Альфа-банк, ядро входящей в консорциум Банковской группы “Альфа”, юридически оформленной как компания ABH Financial Limited, решил приоткрыть завесу тайны. Вчера он начал презентацию своих новых 10-летних субординированных еврооблигаций и в предлагаемых международным инвесторам документах подробно описал детали прошлогодней реструктуризации бизнеса, в результате которой ABH Financial была выделена в отдельную структуру. Новая бизнес-единица консорциума на 100% подконтрольна зарегистрированной на Британских Виргинских островах ABH Holding. Это было сделано, чтобы “отделить структуру собственности Альфа-банка от других бизнес-сегментов консорциума и сделать ее достаточно прозрачной, чтобы соответствовать требованиям ЦБ в отношении банков, привлекающих депозиты физических лиц”, — говорится в меморандуме. А в примечаниях к финансовой отчетности ABH Financial за первое полугодие 2005 г., которая приложена к меморандуму, говорится, что Михаил Фридман, Герман Хан и Алексей Кузьмичев вместе владеют и контролируют 77,07% акций ABH Holding. При этом ни один из них не владеет и не контролирует 50% акций или более.
Из документов также можно сделать вывод, что ABH Holding полностью принадлежит физлицам — конечным собственникам еще одной входящей в консорциум группы, Alfa Finance Holdings. Она объединяет нефтяные активы (в том числе долю в ТНК-ВР) и бизнес по управлению активами “Альфы”. Кроме того, в меморандуме указано, что “контролирующие акционеры Банковской группы “Альфа” также являются контролирующими акционерами компаний, входящих в консорциум “Альфа-групп”. Там же отмечается, что Фридман, Хан и Кузьмичев заключили соглашение голосовать как один акционер по всем вопросам, связанным с деятельностью ABH Holding и CTF Holdings.
В интервью WSJ Фридман признался, что его доля в группе превышает 40%. Источник, близкий к “Альфе”, уточняет, что Хан и Кузьмичев делят остаток примерно поровну и кроме них троих владельцев у головной компании группы нет. Менеджеры группы получают опционы за достижение вверенными им проектами требуемых результатов, но опционы у них вскоре выкупают. Младшие партнеры могут быть только в отдельных бизнесах, как, например, президент Альфа-банка Петр Авен в банке, объяснил собеседник.
Откровенность владельцев группы имеет свою цену. “Это удешевляет стоимость займов и повышает рейтинг”, — говорит первый зампредседателя совета директоров Альфа-банка Олег Сысуев и добавляет: возможно проведение IPO Альфа-банка, рано или поздно структура собственников была бы раскрыта. “Чем прозрачнее заемщик, тем лучше к нему относятся инвесторы”, — согласен аналитик инвестбанка “Траст” Михаил Галкин. Многие наши банкиры знакомы с этим правилом не понаслышке. Имена своих владельцев — Владимира Когана и Давида Трактовенко — раскрыл, например, Промышленно-строительный банк, не скрывает своих хозяев — Андрея Мельниченко и Сергея Попова — и МДМ-банк.
Да и Фридман давно перестал делать секрет из того, как и с кем начинал делать бизнес. Владельцы “Альфы” знакомы со студенческой скамьи: трое будущих магнатов вместе учились в Московском институте стали и сплавов. Совместный бизнес друзей-партнеров начинался с мытья окон, затем они занялись торговлей. Торговали всем — компьютерами, сахаром, коврами. На заработанные деньги был создан Альфа-банк. Но свое самое удачное приобретение “Альфа” сделала в 1997 г., купив на паях с “Реновой” и Access Industries на приватизационном конкурсе 40% Тюменской нефтяной компании.
Свои капиталы Фридман оценил в интервью WSJ: по его мнению, все активы “Альфа-групп” стоят $20 млрд. На банк, по оценке экспертов, приходится десятая часть. По МСФО на 1 июля 2005 г. собственный капитал Альфа-банка составил $760 млн, чистая прибыль за 2005 г. может составить почти $200 млн, а такой банк может стоить от $2 млрд до $2,3 млрд, посчитал гендиректор “Интерфакс-ЦЭА” Михаил Матовников.