Новости
"Рособоронэкспорт" выкупит контроль над "АвтоВАЗом" за $700 млн
Экономика | Россия

Cовет директоров АвтоВАЗа еще 27 октября одобрил переход автозавода под контроль ФГУП "Рособоронэкспорт", госпосредника в области торговли оружием. Сумма сделки по продаже двух дочерних предприятий АвтоВАЗа, контролирующих свыше 60% его акций, превысит $700 млн, а финансироваться приобретение будет Внешторгбанком (ВТБ). То, что государство вернуло контроль над крупнейшим автозаводом России, вчера официально признал губернатор Самарской области Константин Титов.

Общаясь вчера с журналистами, Константин Титов заявил, что "Рособоронэкспорт" контролирует 51% АвтоВАЗа. При этом он уточнил, что "фактический контроль еще не значит, что установлен юридический". Но и установление юридического контроля над автозаводом – дело недалекого будущего, пишет "КоммерсантЪ".

27 октября, в день отставки Владимира Каданникова, совет директоров АвтоВАЗа одобрил сделку по продаже одной из структур "Рособоронэкспорта" акций двух дочерних предприятий завода, в совокупности владеющих 61,8% бумаг АвтоВАЗа,– ОАО "Автомобильный всероссийский альянс" (AVVA) и ЗАО "Центральное отделение Автомобильной финансовой корпорации" (ЦО АФК).

Более 60% голосующих акций АвтоВАЗа (52,3% уставного капитала) находится в перекрестном владении его дочерних структур: 38,2% – у AVVA (принадлежит АвтоВАЗу на 84,95%), 23,6% – у ЦО АФК (принадлежит АвтоВАЗу, AVVA и ЗАО "Фитом", где совладельцами являются топ-менеджеры АвтоВАЗа, в том числе Владимир Каданников, 15% – у фирмы "Форус"). Внешэкономбанк (ВЭБ) владеет около 7% акций, 15,69% находится в управлении ЗАО "Депозитарно-клиринговая компания". Около 15% акций завода обращается на рынке.

Финансировать сделку будет ВТБ, который выделит "дочке" "Рособоронэкспорта" свыше $700 млн кредитных средств на приобретение AVVA и ЦО АФК. Договор купли-продажи предусматривает рассрочку платежа: первый поступит в декабре, второй – в начале 2006 года.

Вчера глава Роспрома Борис Алешин опроверг продажу "дочек" АвтоВАЗа структурам "Рособоронэкспорта", а слова губернатора Титова назвал "непроверенной информацией". "Могу лишь подтвердить, что я принял предложение акционеров AVVA и подписал согласие на вхождение в совет директоров АвтоВАЗа",– сказал господин Алешин. Старший вице-президент ВТБ Василий Титов также подтвердил лишь факт, что получил предложение войти в совет директоров АвтоВАЗа, но от дальнейших комментариев отказался.

Осенью к Владимиру Каданникову обратились представители группы компаний (ГК) СОК (обеспечивает до 50% поставок компонентов на конвейер АвтоВАЗа, контролирует сбыт его готовой продукции и вторичный рынок запчастей) с предложением продать группе акции AVVA и ЦО АФК. Источники говорят, что договоренность о сделке была практически достигнута, однако неожиданно в ситуацию вмешался "Рособоронэкспорт". "Инициатором этого вмешательства стал глава 'Рособоронэкспорта' Сергей Чемезов, который вместе с Борисом Алешиным начал альтернативные переговоры с Владимиром Каданниковым,– утверждает знакомый с ситуацией источник. – А затем с Владимиром Каданниковым беседовали высокопоставленные представители Кремля, и вопрос с продажей АвтоВАЗа 'Рособоронэкспорту' был решен окончательно". ГК СОК и официальные представители АвтоВАЗа вчера отказались от комментариев.

По данным источника, близкого к "Рособоронэкспорту", скорее всего, акции AVVA и ЦО АФК окажутся на балансе ЗАО "Оборонимпэкс", которым "Рособоронэкспорт" владеет вместе с ВЭБом (ему принадлежит 25% ЗАО). Сейчас "Рособоронэкспорт" занят формированием команды антикризисных управленцев, которым предстоит разбираться с ситуацией на автозаводе. На АвтоВАЗе, часть из них уже находится на предприятии.
Официально же "Рособоронэкспорт" опровергает информацию о приобретении АвтоВАЗа.

Заместитель гендиректора "Рособоронэкспорта" Владимир Артяков, который также войдет в совет директоров завода (а возможно его и возглавит), заявил, что "дочки" "Рособоронэкспорта" не принимали участия в сделках, связанных с АвтоВАЗом, а цель прихода представителей госкомпании на АвтоВАЗ заключается в том, "чтобы дать заводу толчок к развитию и поднять качество выпускаемых автомобилей на новый уровень".