Новости
Прокуратура Югры: деятельность налоговых органов не отвечает требованиям
Общество | Ханты-Мансийский АО - Югра

Накануне органами прокуратуры округа проведена проверка исполнения федерального законодательства при принудительном исполнении постановлений налоговых органов в 2004 году и текущем периоде 2005 года.

Как сообщает пресс-служба прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа-Югра, за истекший период 2005 года  налоговыми органами автономного округа в отделы УФССП было направлено 899 постановлений о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика  - организации (в 2004 году 1244 постановления) на сумму 2 752 544 тыс рублей (в 2004 году - 2 784 052 тыс рублей), по ним была взыскана задолженность в размере 963 463 тыс рублей ( 2004 г. - 225 118 тыс рублей), составляющая 35 % ( 2004 г. – 8%) от суммы направленных постановлений.

Проверкой установлено, что деятельность налоговых органов, отделов Управления Федеральной службы судебных приставов не отвечает требованиям, предъявляемым Налоговым кодексом РФ, ФЗ "Об исполнительном производстве".

Прокурорами выявлены многочисленные  факты непринятия судебными приставами-исполнителями исчерпывающих мер для исполнения постановлений налоговых органов.  Несмотря на имеющиеся  сведения о наличии у должника имущества, денежных средств, исполнительные мероприятия по наложению ареста и реализации данного имущества не производятся, либо производятся с нарушением установленного законом срока (Пыть-Ях, Когалым).

Так, судебным приставом-исполнителем отдела УФССП по Сургутскому району по исполнительному производству, возбужденному 14.06.2005 г. о взыскании задолженности по налогам и сборам с ОАО "Лянторское АТП" в размере 70 753 941,54 руб, исполнительные мероприятия начали осуществляться только после вмешательства прокуратуры в августе – сентябре 2005 года.

Выявлены факты не уведомления сторон о возбуждении исполнительного производства, возбуждения  нескольких исполнительных производств в отношении одного и того же должника,  необоснованного взимания исполнительского сбора с налогоплательщика-организации, факты  нарушения сроков направления копий постановления о возбуждении исполнительного производства сторонам, перечисления взысканных сумм.

В нарушение требований закона информация о новом месте нахождения должника судебными приставами не запрашивается. Более того, выявлены факты вынесения постановлений о возвращении исполнительных документов и окончании исполнительных производств. 

Повсеместно нарушаются условия и порядок наложения ареста на имущество налогоплательщиков-организаций. Так, в нарушение требований ФЗ "Об исполнительном производстве" акт описи арестованного имущества должника  ООО НПК "Нефтьстройтранс" был  составлен судебным приставом-исполнителем по истечению 18 месяцев  с момента наложения ареста на транспортные средства (29.03.2004 г.). В результате его бездеятельности, непринятия должных мер по ограничению прав пользования имуществом 11.07.2005 г. должник реализовал одно арестованное транспортное средство. 

Полномочия по привлечению виновных лиц к установленной ст. 87 ФЗ "Об исполнительном производстве", ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях  ответственности, судебными приставами – исполнителями фактически не используются.

В ходе проверки установлено, что  налоговыми органами решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации принимаются по прошествии длительного периода времени с момента, когда налоговому органу стало известно об отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика. Их бездействие приводит к невозможности дальнейшего взыскания судебными приставами-исполнителями задолженности с налогоплательщика-организациириводит к невозможности дальнейшего взыскания судебными приставами-исполнителями задолженности инспекцию ФНС РФ №1.

Выявлены факты направления в отделы УФССП постановлений налоговых органов о взыскании налоговой задолженности с налогоплательщиков-организаций, хозяйственная деятельность которых не осуществляется длительное время, у которых   имущество отсутствует либо его недостаточно для погашения всей задолженности по налогам и сборам. 

Многочисленные факты принятия налоговыми органами решений о взыскании задолженности за счет имущества должника, когда значительная его часть, в результате неправомерных действий руководства налогоплательщика-организации, уже реализована и взыскать, в полном объеме имеющуюся налоговую задолженность в рамках исполнительного производства не представляется возможным. Несмотря на то, что неправомерные действия осуществляются должниками во время взыскания задолженности налоговыми органами (до направления соответствующих постановлений для принудительного исполнения в отделы УФССП), надлежащие меры, в том числе по своевременному направлению соответствующих материалов в правоохранительные органы, налоговыми органами не принимаются.

Проверка показала, что налоговые органы лишь формально являются стороной исполнительного производства, реализуя свои права только на стадии направления постановлений в отделы УФССП. 

Результаты проверки свидетельствуют об отсутствии должного взаимодействия между Управлением Федеральной налоговой службы по ХМАО-Югре и Управлением Федеральной службы судебных приставов по ХМАО-Югре и ненадлежащем исполнении ими установленных законом  обязанностей.

По результатам проведенной проверки органами прокуратуры автономного округа внесено 26 представлений об устранении нарушений федерального законодательства (из них - 17  внесено в адрес старших судебных приставов отделов УФССП; 9 - руководителям соответствующих налоговых инспекций).  Прокурором округа внесены представления об устранении нарушений закона в адрес руководителей Управления УФССП по ХМАО-Югре и Управления ФНС РФ по ХМАО-Югре.