Накануне органами прокуратуры округа проведена проверка исполнения федерального законодательства при принудительном исполнении постановлений налоговых органов в 2004 году и текущем периоде 2005 года.
Как сообщает пресс-служба прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа-Югра, за истекший период 2005 года налоговыми органами автономного округа в отделы УФССП было направлено 899 постановлений о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - организации (в 2004 году 1244 постановления) на сумму 2 752 544 тыс рублей (в 2004 году - 2 784 052 тыс рублей), по ним была взыскана задолженность в размере 963 463 тыс рублей (
Проверкой установлено, что деятельность налоговых органов, отделов Управления Федеральной службы судебных приставов не отвечает требованиям, предъявляемым Налоговым кодексом РФ, ФЗ "Об исполнительном производстве".
Прокурорами выявлены многочисленные факты непринятия судебными приставами-исполнителями исчерпывающих мер для исполнения постановлений налоговых органов. Несмотря на имеющиеся сведения о наличии у должника имущества, денежных средств, исполнительные мероприятия по наложению ареста и реализации данного имущества не производятся, либо производятся с нарушением установленного законом срока (Пыть-Ях, Когалым).
Так, судебным приставом-исполнителем отдела УФССП по Сургутскому району по исполнительному производству, возбужденному 14.06.2005 г. о взыскании задолженности по налогам и сборам с ОАО "Лянторское АТП" в размере 70 753 941,54 руб, исполнительные мероприятия начали осуществляться только после вмешательства прокуратуры в августе – сентябре 2005 года.
Выявлены факты не уведомления сторон о возбуждении исполнительного производства, возбуждения нескольких исполнительных производств в отношении одного и того же должника, необоснованного взимания исполнительского сбора с налогоплательщика-организации, факты нарушения сроков направления копий постановления о возбуждении исполнительного производства сторонам, перечисления взысканных сумм.
В нарушение требований закона информация о новом месте нахождения должника судебными приставами не запрашивается. Более того, выявлены факты вынесения постановлений о возвращении исполнительных документов и окончании исполнительных производств.
Повсеместно нарушаются условия и порядок наложения ареста на имущество налогоплательщиков-организаций. Так, в нарушение требований ФЗ "Об исполнительном производстве" акт описи арестованного имущества должника ООО НПК "Нефтьстройтранс" был составлен судебным приставом-исполнителем по истечению 18 месяцев с момента наложения ареста на транспортные средства (29.03.2004 г.). В результате его бездеятельности, непринятия должных мер по ограничению прав пользования имуществом 11.07.2005 г. должник реализовал одно арестованное транспортное средство.
Полномочия по привлечению виновных лиц к установленной ст. 87 ФЗ "Об исполнительном производстве", ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях ответственности, судебными приставами – исполнителями фактически не используются.
В ходе проверки установлено, что налоговыми органами решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации принимаются по прошествии длительного периода времени с момента, когда налоговому органу стало известно об отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика. Их бездействие приводит к невозможности дальнейшего взыскания судебными приставами-исполнителями задолженности с налогоплательщика-организациириводит к невозможности дальнейшего взыскания судебными приставами-исполнителями задолженности инспекцию ФНС РФ №1.
Выявлены факты направления в отделы УФССП постановлений налоговых органов о взыскании налоговой задолженности с налогоплательщиков-организаций, хозяйственная деятельность которых не осуществляется длительное время, у которых имущество отсутствует либо его недостаточно для погашения всей задолженности по налогам и сборам.
Многочисленные факты принятия налоговыми органами решений о взыскании задолженности за счет имущества должника, когда значительная его часть, в результате неправомерных действий руководства налогоплательщика-организации, уже реализована и взыскать, в полном объеме имеющуюся налоговую задолженность в рамках исполнительного производства не представляется возможным. Несмотря на то, что неправомерные действия осуществляются должниками во время взыскания задолженности налоговыми органами (до направления соответствующих постановлений для принудительного исполнения в отделы УФССП), надлежащие меры, в том числе по своевременному направлению соответствующих материалов в правоохранительные органы, налоговыми органами не принимаются.
Проверка показала, что налоговые органы лишь формально являются стороной исполнительного производства, реализуя свои права только на стадии направления постановлений в отделы УФССП.
Результаты проверки свидетельствуют об отсутствии должного взаимодействия между Управлением Федеральной налоговой службы по ХМАО-Югре и Управлением Федеральной службы судебных приставов по ХМАО-Югре и ненадлежащем исполнении ими установленных законом обязанностей.
По результатам проведенной проверки органами прокуратуры автономного округа внесено 26 представлений об устранении нарушений федерального законодательства (из них - 17 внесено в адрес старших судебных приставов отделов УФССП; 9 - руководителям соответствующих налоговых инспекций). Прокурором округа внесены представления об устранении нарушений закона в адрес руководителей Управления УФССП по ХМАО-Югре и Управления ФНС РФ по ХМАО-Югре.