Список официальных российских мультимиллионеров пополнился еще одним именем — Игорь Алтушкин. Третий по величине производитель меди — Русская медная компания в меморандуме к выпуску облигаций на $100 млн назвала Алтушкина своим основным владельцем. Аналитики считают, что cтоимость его компании может доходить до $1 млрд, часть из которых Алтушкин сможет обратить в деньги во время IPO в 2008-2009 гг.
Русская медная компания (РМК) – третий в России производитель меди после “Норникеля” и УГМК, контролирующий 14% рынка, 24% российских запасов медного сырья и 40% рынка лома цветных металлов. Создана в 2004 г., управляет 11 предприятиями, включая Кыштымский медеэлектролитный завод (КМЭЗ) и “Карабашмедь”. В 2004 г. группа выпустила 130 000 т медных катодов. Консолидированный объем продаж – $530 млн, по итогам 2005 г. ожидается $740 млн, чистая прибыль – $90 млн. Долг – около $300 млн, сообщают "Ведомости".
В декабре нидерландская компания Emerging Markets Structured Products (EMSP B.V.) в интересах материнской компании РМК — Russian Copper Company разместит трехлетние CLN на $100 млн. К этому выпуску лид-менеджер — Альфа-банк распространил меморандум компании, в котором 35-летний Алтушкин упомянут как единственный владелец РМК. Его точная доля в документе не раскрывается, но представитель РМК подтверждает, что Алтушкин владеет более чем контрольным пакетом, хотя у него есть партнеры с небольшими долями.
Свой бизнес Алтушкин начал с торговли ломом цветных металлов, создав в 1992 году, по окончании института, Екатеринбургскую торгово-промышленную компанию. Вскоре она стала крупнейшим поставщиком медного сырья на уральские заводы, а Алтушкин, как утверждается в меморандуме, в 1995 г. стал одним из партнеров Искандера Махмудова в Уральской горно-металлургической компании (УГМК). Алтушкин контролировал около 15% акций УГМК, но в 2003 г. решил выйти из состава акционеров из-за “несогласия с промышленной политикой основных акционеров”, утверждается в документе. После этого Алтушкин решил создавать собственную медную империю и приобрел контрольный пакет акций КМЭЗа. Этот завод стал основой РМК. К нему присоединились Новгородский метзавод, Александринская горнорудная компания, Редвинский завод обработки цветных металлов. В итоге РМК стала третьим в стране производителем меди — вслед за “Норникелем” и УГМК, а Алтушкин в 2005 г. попал в “золотую сотню” журнала Forbes, заняв в ней 82-е место с состоянием в $360 млн.
Для многих участников рынка новость о том, что Алтушкин — основной собственник РМК, оказалась неожиданной. “Крупный пакет акций этой компании должен был быть у Александра Вольхина, у которого Алтушкин выкупил КМЭЗ”, — замечает один из собеседников. Но представитель РМК уверяет, что инвесторы заблуждались. “Вольхин — лишь генеральный директор КМЭЗа и никогда не владел акциями РМК”, — уверяет он.
Впрочем, источник в УГМК утверждает, что и сам Алтушкин никогда не владел акциями компании, а всего лишь занимался скупкой лома для предприятий холдинга. “Он не сможет предоставить выписки из реестра, подтверждающие данные, приведенные в меморандуме”, — уверен собеседник “Ведомостей”. Алтушкин был членом совета директоров “Уралэлектромеди”, крупнейшего предприятия УГМК, но в совет директоров самой УГМК никогда не входил.
Цены на медь в этом году перевалили за рекордные $4000 за тонну, а РМК в ближайшее время планирует увеличить производство катодов в 1,5 раза. Значит, эта компания может стоить до $1 млрд, считает аналитик группы “Центр Инвест” Александр Якубов. Его коллега из ОФГ Александр Пухаев оценивает холдинг не ниже $600 млн. Часть этой суммы Алтушкин может получить деньгами: в меморандуме отмечается, что компания планирует IPO в 2008-2009 гг. До этого планируется перевести заводы компании на единую акцию, а ее отчетность — на МСФО, поясняет представитель РМК. Тогда, если цены на медь не сильно упадут, РМК может еще подорожать. Сейчас акции медных компаний пользуются популярностью у инвесторов: в октябре “Казахмыс” разместил в Лондоне 35,5% акций за $1,32 млрд, что соответствует капитализации всей компании в $4,4 млрд. Эти бумаги планируется включить в расчет индекса FTSE 100, основного индикатора британского фондового рынка.