Новости
Силовики атакуют московские банки в поисках "следов" Адамова
Политика | Россия

Силовики продолжают атаку на московские банки. На прошлой неделе обыскам и проверкам подверглись "МДМ-банк" и банк "Нефтяной", вчера же следователи пришли в "Маркетинг-банк" и "Межотраслевой промышленный банк". Официальная версия происходящего - масштабная борьба с отмыванием денег.

Учитывая состав подвергшихся проверкам банков, можно предположить, что все следственные действия связаны с поиском материалов по делу бывшего главы Минатома Евгения Адамова, ибо по меньшей мере только его имя объединяет их деятельность, сообщает газета "Время Новостей".

Эту версию подтвердил топ-менеджер одного из проверяемых банков. Если следователям удастся «накопать» еще несколько томов этого дела, у них будет дополнительное основание для экстрадиции Адамова из Швейцарии в Россию, а не в США. Впрочем, решение в любом случае будет приниматься в Берне.

Издание напоминает, что с "МДМ-банком" при Адамове был связан наиболее громкий скандал. В конце 1990-х годов он, будучи министром, перевел почти все денежные потоки отрасли в Конверсбанк. При этом были резко сокращены обороты по счетам в других банках - НРБ, "ОНЭКСИМе" и, главное, в "Альфа-банке", на который раньше, как считалось, приходилось около 45% оборота всей атомной отрасли.

Кроме того, Адамов считал необходимым, чтобы атомщики увеличили капитал "Конверсбанка". Но поскольку не у всех были в наличии «живые» деньги, некоторые кредитовались в МДМ-банке. В итоге глава "МДМ-банка" Андрей Мельниченко решил поглотить "Конверсбанк" вместе с финансовыми потоками атомной отрасли.

Однако после увольнения г-на Адамова из Минатома первое, что сделал новый руководитель министерства Александр Румянцев, - это перевел зарплатные счета в "Альфа-банк". Да и «атомные» обороты «Конверсбанка» снова были существенно сокращены и перераспределены в пользу других банков, в частности, государственных.

Также при Адамове атомщики сотрудничали и с банком "Нефтяной". По неофициальной информации, блокпакет банка в 2001 году приобрел концерн "Росэнергоатом" за $4,5 млн. В "Нефтяном" также находились некоторые счета атомщиков, в частности, как говорил тогда президент концерна "Нефтяной" (банк входит в его состав) Игорь Линшиц, "Росэнергоатом" с этих счетов платил НДС.

Банки, в которых проверки проводились вчера были основаны одними и теми же лицами - бывшими подполковниками ФСБ Сергеем Гайдуковым и Сергеем Лобаревым и близкими к ним фирмами. Однако в 2002 году между ними вспыхнул конфликт. Гайдуков передал в СВР материалы о том, как Лобарев якобы занимался отмыванием денег в банках. Но вскоре по заявлению Сергея Лобарева Гайдуков был арестован и в 2004 году приговорен к трем годам тюрьмы. Таким образом, владельцем банков остались Лобарев и, как считается, аффилированные с ним структуры. В том же 2004 году в состав совета директоров Межотраслевого промышленного банка, как сообщали СМИ, вошел Евгений Адамов.

Стал ли он директором "Маркетинг-банка", неизвестно. Сейчас, насколько позволяют судить открытые источники, бывший глава Минатома не входит в советы директоров этих банков.

При этом, как отмечает издание, после увольнения из Минатома Адамов стал научным руководителем Научно-исследовательского и конструкторского института энерготехники им. Доллежаля (НИКИЭТ), юридический адрес которого совпадает с адресом Межотраслевого промышленного банка, где вчера побывали следователи.

Газета напоминает, что вчера весь день в офисе банка на Малой Красносельской улице шла выемка документов. А в здании "Маркетинг-банка" на Фрунзенской набережной в Москве, как сообщили в ГУ МВД по ЦФО, был изъят $1 млн. Также были задержаны два человека. Один якобы имеет непосредственное отношение к банку (к какому, не уточняется), а другой - к структурам, участвовавшим в доставке контрабандных грузов. Также вчера было сообщено, что уголовное дело, в рамках которого проводились выемки, передано для расследования Генеральной прокуратуре, которая расследует и дело Адамова.

Вполне возможно, во всех четырех банках следователи пытаются найти материал против г-на Адамова и использовать его в качестве дополнительного обоснования для экстрадиции бывшего министра в Россию.