Сегодня в Москве начались двухдневные российско-норвежские переговоры о спорной морской территории между Шпицбергеном и Новой Землей. Норвежцы называют этот участок моря площадью в 155 тысяч квадратных километров (это почти половина территории Норвегии) "серой зоной", однако в последнее время ее все чаще именуют "золотой".
Геологические исследования показали, что под океанским дном могут скрываться крупнейшие в мире запасы природного газа. Кроме того, эта "ничейная полоса" богата запасами нефти и обладает значительными рыбными ресурсами. Спор между Москвой и Осло о проведении границы в Баренцевом море идет с 1974 года, при этом наибольшую активность в попытках разделить территорию проявляли норвежцы. Их усилия резко возросли в 90-е годы, когда выяснилось, что запасы нефти и газа на шельфе Северного моря истощаются быстрее, чем ожидалось, и "большому нефтяному приключению" Норвегии, превратившему страну в северный Кувейт, вот-вот наступит конец.
Спасти благосостояние нации могло только движение на восток, в Баренцево море, в том числе разработка ресурсов "серой зоны". Наша страна с ее обширными запасами нефти и газа всегда занимала выжидательную позицию, не горя желанием обеспечивать конкурента на мировом рынке новыми сырьевыми резервами. Этой же тактики придерживался и президент Путин, уклончиво заметивший во время своего визита в Осло три года назад, что надеется на разрешение спора о "серой зоне" до своего выхода на пенсию. Последние два года переговоры не велись вообще, поскольку стороны никак не могли найти компромисс по поводу раздела 20 процентов территории конфликтного участка.
Тем более сенсационным стало для норвежцев недавнее заявление министра природных ресурсов России Юрия Трутнева, пообещавшего заключение договора о границе в течение полугода. О приближении к финалу сообщил и министр иностранных дел Норвегии Юнас Гар Стере, принимавший в ноябре в Харстаде своего российского коллегу Сергея Лаврова. По мнению норвежских СМИ, Москва стала более сговорчивой под давлением США и ЕС, обеспокоенных энергетической ситуацией в мире. Запад опасается делать ставку на нестабильный Ближний Восток как на свой главный нефтегазовый резервуар, но при этом не хочет попадать и в российскую энергетическую зависимость.
Частичное решение проблемы и Вашингтон, и Брюссель видят в увеличении норвежской доли углеводородов в мировом экспорте, а также в совместной с Россией разработке месторождений газа и нефти на шельфе Баренцева моря. Вплотную к "серой зоне" с российской стороны примыкает самое крупное в мире на сегодняшний день газовое месторождение - Штокмановское, в тендере на эксплуатацию которого участвуют две норвежские нефтяные компании - "Статойл" и "Ношк Гидро".
"Норвежские компании 30-35 лет добывают нефть и газ на шельфе, они обладают самыми передовыми технологиями в этой области", - цитирует газета "Афтенпостен" Сергея Лаврова, заявившего во время своего недавнего визита в Норвегию, что Москва хотела бы видеть норвежцев в числе победителей тендера по Штокмановскому месторождению. Когда граница в "серой зоне" будет проведена, по мнению норвежских экспертов, обнаруженный там газ можно будет легко подключить к трубопроводной системе Штокмановского месторождения, создав единое газовое мегаполе. Спор между Москвой и Осло идет о технических сторонах решения конфликта. Россия предлагает "блоковый" подход, состоящий в заключении отдельных соглашений по частным вопросам: по нефти и газу, по рыбным ресурсам, по экологии и т.д.
Норвежцы подозревают, что партнеры собираются обвести их вокруг пальца, добившись подписания выгодных им экономических договоров, с тем чтобы иметь возможность позже и с более сильных позиций диктовать свои условия по проведению границы. В ходе заключительного этапа переговоров о "серой зоне" Москва, по словам министра иностранных дел Норвегии, будет добиваться пересмотра норвежских притязаний на экономическую зону вокруг Шпицбергена. Норвежцы называют ее своей, а большинство стран мира, в том числе Россия, считают воды вокруг архипелага международными. Ведь по трактату о статусе Шпицбергена на этом архипелаге разрешена свободная экономическая деятельность всех государств, подписавших договор, пишут "Новые Известия".