Китайская корпорация по добыче нефти на шельфе CNOOC заинтересована в приобретении второстепенных активов ЮКОСа. Об этом вчера в интервью государственным китайским СМИ заявил директор CNOOC Фу Чэньюй. Ранее президент ЮКОСа Стивен Тиди сообщал о готовности компании реализовать активы на $10 млрд с тем, чтобы расплатиться по налоговым долгам.
Среди них были названы 49% акций словацкой компании Transpetrol, литовская Mazeikiu Nafta, миноритарная доля акций в "Сибнефти" и привилегированные акции "Юганскнефтегаза". Эксперты считают, что CNOOC вполне может претендовать на последний актив с тем, чтобы впоследствии обменять его на долю акций "Роснефти". Китайцы также могли бы предложить свое посредничество, если "Газпром" решит выкупить принадлежащие ЮКОСу акции "Сибнефти". Однако наблюдатели сомневаются, что к такому сценарию готовы сами госкомпании, пишет RBC Daily.
China National Offshore Oil Corporation (CNOOC) – государственная компания Китая, специализирующаяся на добыче нефти на морском шельфе. В 2004 году CNOOC произвела 29 млн т нефти и газа в нефтяном эквиваленте, что на 7,5% больше показателя 2003 году. При этом добыча нефти и газа на морском шельфе выросла на 13,5% – до 16,9 млн т. Доказанные запасы нефти и газа достигли на конец 2004 г. 300 млн т в нефтяном эквиваленте. Продажи CNOOC нефти и газа выросли в 2004 г. на 31% – до 36,9 млрд юаней ($4,45 млрд). Летом этого года CNOOC безуспешно пыталась купить американскую нефтяную компанию Unocal. В августе, незадолго до того, как китайцы объявили о срыве сделки по приобретению Unocal, директор CNOOC Фу Чэньюй на одном из мероприятий сказал: "Америка нас не пускает, тогда мы можем пойти в Россию". Вскоре после этого он нанес визит в Россию, подробности которого неизвестны.
Вчера Фу Чэньюй в интервью китайской государственной финансово-экономической газете "Шанхай чжэньцюань бао" поделился своими планами в отношении России. По его словам, CNOOC прежде всего интересуют второстепенные активы ЮКОСа, которые тот выставляет на продажу. При этом он отметил, что приобретение активов ЮКОСа зависит не только от заинтересованности CNOOC. "Гораздо в большей степени необходимы правительственные решения и координация на правительственном уровне", – отметил бизнесмен. По словам Фу Чэньюя, как только иностранная компания проявляет готовность купить российские активы в области энергоресурсов, она неизбежно встает перед многими факторами неопределенности, и эту проблему можно урегулировать только на правительственном уровне. "Однако мы не отказываемся от России. Помимо приобретения активов мы готовы использовать и другие пути", – сказал исполнительный директор CNOOC.
Китайская компания не случайно заявила о своем интересе к активам ЮКОСа. На этой неделе глава опальной компании Стивен Тиди в интервью Financial Times рассказал, что ЮКОС может расплатиться с долгами, продав непрофильные активы в России и за рубежом примерно на $10 млрд. В этом случае она сможет сохранить свои добывающие и перерабатывающие активы на $10-13 млрд. Под непрофильными активами он понимает 20% акций "Сибнефти", оцениваемые в $4,1 млрд с учетом невыплаченных дивидендов, 23% привилегированных акций "Юганскнефтегаза" стоимостью $3,5 млрд, а также 53,7% акций литовской Mazeikiu Nafta и 49% cловацкой Transpetrol общей стоимостью около $2 млрд, поясняет пресс-секретарь ЮКОСа Клэр Дэвидсон.
Эксперты сомневаются, что китайцы всерьез рассчитывают заполучить зарубежные активы ЮКОСа. Они уверены, что на Mazeikiu Nafta уже есть достаточно претендентов. Власти Литвы вчера должны были провести переговоры с одним из них – казахской компанией "КазМунайГаз". В свою очередь 49% акций словацкой трубопроводной компании Transpetrol, скорее всего, отойдут "Роснефти" или "Татнефти", считают аналитики ИК "Тройка Диалог". По их данным, соответствующие переговоры на этой неделе провели в Москве министр экономики Словакии Йирко Малхарек и его российский коллега Герман Греф. По сведениям словацких СМИ, на которые ссылается инвесткомпания в своем обзоре, российское правительство намерено продиктовать ЮКОСу выбор покупателя.
Интерес CNOOC, скорее всего, распространяется на "Юганскнефтегаз" или "Сибнефть". "Сами по себе доли в "Сибнефти" и "Юганскнефтегазе" не дадут китайцам того, что они желают больше всего – титула на запасы и гарантии поставок в свою страну. Неинтересны эти активы и как финансовые инвестиции. Но CNOOC может выступить посредником между ЮКОСом и "Роснефтью", которая хочет консолидировать "Юганскнефтегаз", но не знает, как это сделать без того, чтобы ЮКОС не стал одним из ее акционеров, – сказал аналитик FIM Securities Дмитрий Царегородцев. – Чтобы решить эту проблему, госкомпания могла бы воспользоваться услугами китайской компании, которая выкупила бы долю ЮКОСа в "Юганскнефтегазе", а когда у «Роснефти» появились бы соответствующие средства, выкупила бы ее или же обменяла на свои акции.
Для CNOOC последний вариант означал бы получение актива совсем другого класса, нежели просто миноритарная доля в одной из нефтяных компаний в России. Менее вероятно, что CNOOC заинтересуется долей ЮКОСа в "Сибнефти", однако и эти акции китайская компания могла бы тем или иным способом использовать для размена активами с российскими госкомпаниями.
Впрочем, специалисты сомневаются, что на подобный шаг решатся пойти "Роснефть" и "Газпром". "Роснефть" может получить привилегированные акции "Юганскнефтегаза" в счет долга ЮКОСа перед его бывшим дочерним предприятием, и ей не нужны услуги CNOOC", – сказал начальник аналитического отдела ИК "Велес Капитал" Михаил Зак. Он отмечает, что единственный реальный претендент на другой актив ЮКОСа – его долю в "Сибнефти" – это "Газпром". "Но, судя по всему, у него уже есть посредник для этой сделки – бывший акционер "Сибнефти" Millhouse Capital. Не думаю, что стороны захотят привлекать к процессу третью сторону", – сомневается он. "Эти сделки могут и не состояться из-за того, что в этом могут быть не заинтересованы госкомпании, – соглашается Дмитрий Царегородцев. – Более логичным для них было бы использование капиталов лояльных групп внутри страны, а не размен с китайцами. Кроме того, вряд ли российские власти мечтают о том, чтобы ЮКОС смог расплатиться с долгами, реализовав ненужные ему сейчас активы. Напротив, они хотели бы, чтобы ЮКОС и дальше оставался на налоговом крючке. Не исключено, что затягивание дела ЮКОСа преследует целью смену его собственника".