Кремль усиливает позиции в “Газпроме”. В совет директоров монополии идут сразу три сотрудника администрации президента. А вот миноритарным акционерам будет сложнее попасть в совет: среди них намечается нешуточная борьба, пишет газета "Ведомости".
О том, что власти радикально обновили список кандидатов в совет директоров “Газпрома”, “Ведомостям” рассказали высокопоставленный чиновник одного из министерств и сотрудник Белого дома. Среди госкандидатов появился помощник президента Игорь Шувалов и спецпредставитель президента по международному энергетическому сотрудничеству Игорь Юсуфов, которых не было ни в списках министерств, ни в списках Кремля. Вчера “Газпром” прекратил принимать списки кандидатов в совет директоров компании от своих акционеров.
Сейчас Кремль в совете “Газпрома” представляет лишь руководитель администрации президента Дмитрий Медведев. Вместе с ним в списке три кандидата от Кремля. “Такого сильного представительства в совете директоров "Газпрома" не было ни разу”, — добавляет правительственный чиновник. Он думает, что новички попадут в совет. “Похоже, продолжает усиливаться представительство в крупных нефтегазовых компаниях”, — полагает чиновник, близкий к совету директоров “Газпрома”.
Новые кандидаты потеснили в списке руководителя антимонопольной службы Игоря Артемьева, двоих сотрудников Росимущества и чиновника Росэнерго. У Ивана Мазалова из Prosperity Capital Management складывается впечатление, что из списков убрали чиновников, невыгодных менеджменту “Газпрома”. Чиновник, близкий к совету директоров монополии, думает, что “правительство убрало тех, кто может поддержать в совете Грефа”. Он напоминает, что Греф занимал жесткую позицию при обсуждении возможной покупки “Юганскнефтегаза” “Газпромом”. Однако у чиновника Кремля другое мнение. Он объяснил включение Шувалова в кандидаты тем, что тот “либеральный экономист и придерживается тех же взглядов, что и Греф”. “Вместе они смогут держать это крыло в совете директоров и содействовать реформе “Газпрома”, — сказал он. Будучи членом совета директоров “Газпрома” и председателем Российского фонда федерального имущества в 1998-2000 гг., Шувалов плотно курировал реформу монополии и либерализацию рынка ее акций.
И правительство, и “Газпром” хотят завести независимых директоров в совете. Для этого правительство выдвинуло в совет бывшего главу Минимущества Фарида Газизуллина, а “Газпром” — председателя управляющего комитета Dresdner Kleinwort Wasserstein (DrkW) по России и СНГ Маттиаса Варника. Мы хотим, чтобы в совете был свой независимый директор“, — пояснил источник, близкий к монополии. В DrKW от комментариев отказались. Выдвижение Варника может снизить шансы войти в совет Буркхарда Бергманна, вновь выдвинутого в совет от немецкой Ruhrgas, прогнозирует сотрудник монополии. “Его избрание частично обеспечивали акции "Газпрома", а теперь монополия может поддержать своего кандидата от DrKW”, — поясняет он. В Ruhrgas от комментариев отказались.
Усилится конкуренция и между миноритарными акционерами “Газпрома”. Традиционно миноритариев в совете представлял Борис Федоров, основатель Объединенной финансовой группы. Но в этом году клиенты инвестбанка вместе с тремя “традиционными” для нее кандидатами — Федоровым, президентом ОФГ Ильей Щербовичем и Чарльзом Райаном, выдвинул в совет Сергея Глазера, директора Vostok Nafta. Об этом “Ведомостям” рассказал источник в ОФГ. По его словам, Глазер выдвинут от клиентов группы. Источник, близкий к Vostok Nafta, подтвердил эту информацию и пояснил, что сама компания контролирует только 1,3% “Газпрома”. ОФГ, по данным группы, управляет 3,8% акций в интересах клиента.
На прошлом собрании акционеров “Газпрома” именно пакет
Vostok Nafta стал решающим в схватке Федорова и Вадима Клейнера из Hermitage
Capital Management. Но Vostok Nafta решила отдать свои голоса за Федорова.
Клейнер подтвердил, что в этом году он также баллотируется в совет от Hermitage.
“Выдвижение Глазера может уменьшить шансы и Клейнера и Федорова. Инвесторы будут
выбирать из трех кандидатов, и ни один может не пройти”, — говорит сотрудник
“Газпрома”. “Мы не допустим распыления поддержки кандидатов от миноритариев”, —
парирует Глазер. Клейнер отказался от комментариев.