Сегодня, 16 февраля 2005 года вступает в силу Киотский протокол к рамочной конвенции ООН об изменении климата. Документ, имеющий цель уменьшить загрязнение окружающей среды, была подписан в 1997 году на состоявшемся в Киото под эгидой ООН международном саммите. Участники саммита взяли на себя обязательство сократить в среднем на 5,2% выбросы углекислого и других вредных газов в атмосферу Земли к 2012 году. За точку отсчета приняты объемы 1990 года. Голос России, на долю которой приходится 17,4% выбросов парниковых газов, стал решающим для вступления Киотского протокола в силу. Закон о ратификации был принят Госдумой РФ 22 октября и одобрен Советом Федерации 27 октября 2004 года. Президент России Владимир Путин подписал его 5 ноября 2004 года. До этого момента документ ратифицировали 124 государства, совокупная доля которых в объеме выбросов составляет 44,2%. Не вошли в этот список Китай, Индия, а также США, отказавшиеся ратифицировать документ.
Справка: Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата
Киотский протокол, подписанный в 1997 году 84 государствами-участниками Рамочной конвенции ООН об изменении климата, декларирует цель борьбы с глобальным потеплением в результате выбросов в атмосферу промышленных газов, которые, накапливаясь в верхних слоях атмосферы, создают парниковый эффект, приводящий к повышению температуры у поверхности земли. Протокол вступил в силу лишь после того, как был ратифицирован не менее 55% стран, подписавших этот документ. Кроме того, эти страны должны быть источником не менее 55% от объема выбросов углекислого газа.
Главное в протоколе - количественные обязательства развитых стран и стран с переходной экономикой, включая Россию, по ограничению и снижению выбросов парниковых газов в атмосферу в 2008-2012 гг. Важно подчеркнуть: сейчас речь идет только об этих годах, с 2013 г. будут новые обязательства, новая ратификация и т.п.
У России разрешенный уровень выбросов парниковых газов на 2008-2012 гг. – 100% от уровня 1990 г. /у стран ЕС в целом – 92%, у Японии – 94%, у США предполагалось 93%/. Это дает полную уверенность в том, что разрешенный уровень мы не превысим: сейчас выбросы примерно на 25% ниже и все прогнозы Минэкономики и Минэнерго, даже самые радужные, говорят, что мы не сможем развиваться столь бурно, чтобы превысить разрешенный уровень выбросов. К тому же невозможен быстрый рост экономики без повышения эффективности использования энергии.
Киотский протокол – первый международный документ, использующий рыночный механизм для решения глобальных экологических проблем. Это так называемая торговля квотами – разрешениями на выбросы. Если страна не расходует свою квоту полностью, то она может переуступить или продать "свободную" часть другой стране. К подобному сотрудничеству с Россией уже проявили интерес многие – ряд стран ЕС, Япония, Норвегия, даже Канада. Кроме того, в России потенциал энергоэффективности и энергосбережения реализован в совсем небольшой части, в то время, как в странах Европейского Союза и в Японии он почти полностью исчерпан /при современном уровне технологий/. Поэтому обеспечить снижение выбросов CO2 в России существенно дешевле.
С другой стороны, можно задаться резонным вопросом: если все так радужно, то почему Россия не вступила в Киото давным-давно или хотя бы год-два назад? На этот вопрос имеются два ответа. Во-первых, последние годы США вроде бы были для нас очень большим, прямо-таки главным другом, товарищем и братом. Америку у нас было принято во всем слушаться и сильно любить. Причем, зачастую без намека на взаимность. Просто потому что так было принято. Ну, и, само собой, вступить в Киото – значило вызвать неудовольствие того, кого мы так сильно любим. А это – "ай-яй-яй, нииизяяя…". Это был первый и главный – политический аспект. Во-вторых, у Протокола имелось достаточно противников и в самой России.
Противники и их ужасные аргументы
Некоторые российские ученые, особенно из числа тех, что кормятся исключительно американскими грантами, и поныне недовольны, что политики, подписав Конвенцию и Протокол, фактически поддержали одну из научных теорий, с которой согласны не все климатологи. Профессор Шелехов: "Надо отдать этот вопрос ученым!". /Осмелюсь продолжить мысль уважаемого профессора: фабрики – рабочим, и т.д./ Академик Израэль: "Киото - это чисто эмоциональная договоренность. Никакой научной базы там нет." /Так давайте теперь отрицать и Конвенцию по правам человека – как же, ведь сначала надо было разработать научную базу…/ Академик Демиртчан идет дальше – он делает выводы, переходя к чисто политическим вопросам. Он прямо поддерживает президента США Джорджа Буша /нынешего, младшего/ за то, что он вывел США из Протокола. "Буш сыграл роль мальчика из сказки о голом короле. Научного обоснования Протокола нет, - король-то голый".
Правильно. Верно. Ну, нет же научного обоснования. То ли дело – вторжение в Ирак. Обосновали. Наплевали на сопротивление ООН. Разбомбили, поймали Хусейна. Теперь оказалось, что никакого ОМП в Ираке не было и нет, да и террористы почему-то раньше там ничего не взрывали. А Бен Ладен так и не пойман. Ну, это ничего ведь, правда? Главное – обоснование было. С мультяшными картинками хусейновских атомных бомб, нарисованными на компьютере.
Но то ученые. Они к принятию решений касательства не имеют. А есть ли в российской власти противники "Киото"? Есть и еще какие…
Экономический советник президента РФ Андрей Илларионов, который целый год, разбираясь с Киотским протоколом, ходил в Академию наук как на работу, само собой, на заседании правительства выступил в роли номинального противника этого документа. Не исключено, что сознание того, что время, убитое им на сухих научных семинарах, он мог бы потратить с большей приятностью, привело советника к неодолимому отвращению к самому Киотскому протоколу. По убеждению Илларионова, сей документ, ограничивая промышленные выбросы российских предприятий, воспрепятствует нашему экономическому росту и сделает невозможным удвоение ВВП, на что /очень кстати было подмечено/ нацелил всех президент. Докладчик устрашил аудиторию цифрой предполагаемого ущерба России от подписания Киотского протокола - 1 триллион долларов . Однако Илларионов тут же признал необходимость присоединения России к документу, что, мол, продиктовано политическими соображениями. "Это не то решение, которое мы принимаем с удовольствием", - подытожил осенью господин Илларионов.
Подчеркнем: Илларионов в России – главный и самый одиозный противник Киотского протокола. Страшными цифрами "потерянного $1 трлн" /впрочем, как и другими заявлениями, по другим темам/ он разбрасывается легко и непринужденно, совершенно не заботясь о доказательной базе. Но давайте на минуту согласимся со всем, что утверждает господин Илларионов. Тогда получается, что Россию в ближайшем будущем ожидает экономическая катастрофа. И прямая и непосредственная обязанность советника президента – до конца пытаться эту катастрофу предотвратить. Ведь, если ты убежден, что завтра случится катастрофа, /а потеря $1 трлн для России – катастрофа/ – доказывай, отстаивай, глотку рви, иди до конца! И пусть увольняют: не должность – честь сохранишь, а потом сможешь в старости мемуары писать – я же предупреждал…
Илларионов же, посотрясав нервы окружающих аргументами, идет на попятную: "Это не то решение, которое мы принимаем с удовольствием".
Всему этому существуют только три более-менее внятных объяснения:1. Либо господин Илларионов ренегат и приспособленец, наплевавший на собственные убеждения и судьбы страны, Россией именуемой, ради неких шкурных интересов, и тогда его надо срочно увольнять.2. Либо господин Илларионов убежденно и искренне заблуждается, не сумев разобраться в вопросе даже за год, значит, он мало что понимает в экономике и тогда его надо опять же немедленно увольнять. 3. Либо он самозабвенно пиарит определенную точку зрения, руководствуясь какими-то интересами, с интересами России никак не пересекающимися, и тогда его надо опять же немедленно увольнять. Если есть еще какие-нибудь объяснения – я весь внимание… Хотя, конечно, увольнять - не увольнять, как подписывать или не подписывать Протокол, - дело сугубо главного лица государства.
Основными продавцами лимитов на выбросы, как ожидается, станут энергетические, сталелитейные, целлюлозные и цементные производства. По мнению руководителя отдела экологических рынков Barclays Capital Луиса Редшо, этот рынок, “несомненно, повлияет на цены на электричество, приведет к росту цен на уголь, газ и металлы”. “Один из секретов успеха на рынке сырьевых товаров — понимание того, что им движет. Теперь одним из фундаментальных определяющих факторов рынка станет и торговля квотами на выбросы углекислого газа”, — прогнозирует он. И это логично - страны, которые загрязняют окружающую среду меньше установленных нормативов, могут продавать квоты на эмиссию парниковых газов государствам, загрязняющим окружающую среду сильнее лимитов. В прошлом десятилетии российская промышленность переживала кризис, и выбросы в атмосферу углекислого газа /80% от всех выбросов парниковых газов/ уменьшились более чем на 25%. Поэтому в случае ратификации Киотского протокола Россия сможет продолжительное время /по крайней мере до 2012 года/ зарабатывать на продаже квот. Другими словами, Россия в буквальном смысле сможет делать деньги из воздуха. Что же касается отдаленного будущего – соблюдение протокола при росте промышленного производства вызовет отнюдь не сдерживание этого роста, но – поиск, разработку и внедрение новых, более экологически безопасных технологий. В теории, конечно, но все равно – чем плохо? Новые технологии – новые рабочие места, и т.д… Попробуйте после этого сказать нормальному экономисту про потерянный триллион – вы навсегда зарекомендуете себя в его глазах законченным идиотом.
Кстати, ни в Киотском протоколе, нигде в других документах на эту тему, ни слова не сказано о том, что страны ЕС обязаны непременно сначала покупать квоты и сокращения выбросов парниковых газов у своих соседей, новых стран - членов ЕС, а у нас /у России/, мол, в самую последнюю очередь, если уже совсем невмоготу им станет. Это - заведомая неправда, в свое время пущенная в обиход все тем же господином Илларионовым. Давайте же не доверять безоглядно и слепо всем этим нелепостям! А то не знакомые с проблемой чего доброго решат, что нас и вправду крайними в очередь ставят. А это очевидно не так. И если мы не сможем занять достойное место на этом рынке, то, кроме как самих себя, винить за это будет решительно некого. Это и будет наша упущенная выгода.
В недалеком будущем Киотский протокол может стать одним из действенных инструментов в выстраивании многополярного мира, мира, где равновесие достигается не правом подавления слабого сильным, но где выстроена разумная система сдержек и противовесов.