Свердловская область вряд ли выиграет от Киотского протокола, а может и существенно проиграть. Об этом сегодня на пресс-конференции, посвященной принятию Киотского протокола и решению экологических проблем Урала, заявил Вячеслав Бершадский, начальник отдела экологической безопасности Министерства природных ресурсов Свердловской области.
Ни экономических, ни экологических выгод для страны Киотский протокол не несет. Более того, Россия поставлена в худшие условия. Нормативные акты, разработанные в рамках Киотского протокола, не адаптированы к условиям России, следовательно, нет общих правил игры для всех участников протокола. Проблема для нашей страны заключается в том, что необходимо разработать собственные нормативные акты и определить организации, которые бы занимались вопросами Киотского протокола и механизмами его работы в отельных регионах. Это особенно важно, так как экологическая обстановка некоторых областей находится в критическом состоянии.
По словам Альберта Устина, заведующего отделом мониторинга окружающей среды по Уральскому региону института глобального климата РАН, критическим регионом является Курганская область, с серьезным загрязнением как воздуха, так и почвы, а загрязнение на 90% идет от Свердловской и Челябинской области. Следовательно, надо помогать таким регионам.
Экономика Свердловской области - это 60% черной и цветной металлургии. Учитывая промышленную инфраструктуру Среднего Урала, можно сказать, что область является экологически неблагоприятной.
С другой стороны, специалисты предлагают на неблагоприятной обстановке сделать деньги. То есть не улучшать ее, не добиваться экологически безопасного производства, а оставаясь на месте продавать квоты, стоимость которых составляет от 7 до 10 евро.
По словам Валерия Ануфриева, генерального директора УЦЭЭ, Свердловская область в таком случае сможет получить инвестиции в размере 198 млн евро, Челябинская область - 212 млн евро, ХМАО - 227 млн евро, ЯНАО - 100 млн евро. Кроме того, у Свердловской области огромный потенциал в данном вопросе, учитывая, что область выбрасывает углекислого газа 76 млн тонн в год, а стоимость тонны углекислого газа составляет 6,2 евро, то сумма составит 471,2 млн евро. Однако если предприятия начнут таким образом зарабатывать деньги на окружающей среде, то, как говорит Альберт Устин, поколения ожидает мрачное будущее
При этом в России не проработан механизм торговли углекислым газом, да и ожидаемые инвестиции весьма призрачны. Ведь инвесторы могут покупать квоту у экономически выгодных территорий, в числе которых называют Украину. Сама же Россия на сегодня не способна скупать квоты у предприятий, с целью их дальнейшей продажи. Нет и инвестиционного механизма, непонятно куда пойдут деньги полученные от инвесторов непосредственно предприятиям или Правительству РФ. По словам Валерия Ануфриева, механизм торговли квотами должен появиться уже в конце февраля.