Новости
Роснефть купила Юганскнефтегаз на китайские деньги
Экономика | Ханты-Мансийский АО - Югра | Россия

Правительственные чиновники наконец-то приоткрыли завесу тайны над схемой покупки «Роснефтью» «Юганскнефтегаза». Выступая вчера перед журналистами, глава Федерального агентства по энергетике (ФАЭ) Сергей Оганесян и министр финансов Алексей Кудрин рассказали, что кредит под покупку актива в размере 6 млрд долл. был выдан госкомпании Внешэкономбанком, который в свою очередь привлек эту сумму у китайской нефтяной компании CNPC. Взамен китайцы получили долгосрочный контракт с «Роснефтью» на поставку 48,4 млн т нефти, оплата которой пойдет в зачет ссуженных денег. Озвученная схема не стала неожиданной для экспертов, хотя их и удивило участие в ней Внешэкономбанка, а не Сбербанка. Однако без интриги участники рынка не остались. Как заявил г-н Оганесян, после покупки «Юганскнефтегаза» «Роснефти» не следует сливаться с «Газпромом» по старой схеме и лучше, чтобы она осталась в непосредственной собственности государства. По мнению экспертов, это заявление является частью аппаратной игры за контроль над государственной нефтью и вероятность реализации подобного сценария остается небольшой.

«Юганскнефтегаз» был куплен на аукционе РФФИ 19 декабря 2004 г. компанией «Байкалфинансгруп» за 260 млрд руб. Вскоре победитель аукциона был приобретен «Роснефтью». До последнего времени было неясно, откуда у госкомпании взялись деньги на оплату покупки, однако участники рынка не исключали, что краткосрочный кредит под эту сделку был выдан «Роснефти» госбанками. Рассчитаться же по ссуде нефтяная компания могла, продав долю в «Юганскнефтегазе» иностранной компании, среди которых чаще других назывались китайская CNPC и индийская ONGC, или взяв у нее долгосрочный кредит, обеспеченный поставками нефти.

Вчера подтвердилось последнее предположение специалистов. Выступая перед журналистами по случаю подведения итогов минувшего года, глава ФАЭ Сергей Оганесян сообщил о том, что «Роснефть» оплатила сделку по покупке «Юганскнефтегаза» за счет кредитов, полученных у российских банков, а также за счет предоплаты в размере около 6 млрд долл., которую предоставила CNPC. Позже министр финансов Алексей Кудрин пояснил, что кредит «Роснефти» выдал Внешэкономбанк. Из слов министра следует, что для этой цели в декабре 2004 г. банк взял кредит в размере 6 млрд долл. у китайской компании, которая взамен получила почти 50 млн т российской нефти в виде гарантированных поставок в период до 2010 г. Правда, г-н Оганесян не исключил, что и сценарий с продажей доли в «Юганскнефтегазе» также может быть реализован. «В настоящее время у «Роснефти» есть возможность привлечь себе в качестве партнера CNPC или какую-либо другую компанию», – отметил он.

Озвученная чиновниками схема покупки «Юганскнефтегаза» является ожидаемой, говорят эксперты. «То, что кредит «Роснефти» дадут китайцы, а не индийцы, было ясно изначально, поскольку у ONGC нет для этого средств», – сказал RBC daily аналитик Rye, Man & Gor Securities Дмитрий Царегородцев. При этом он не исключает, что изначально требуемая «Роснефтью» сумма была выдана ей «Сургутнефтегазом» и только потом она была рефинансирована за счет банковского кредита. По словам эксперта, единственным неясным моментом в сделке является причина, по которой выбор банка-контрагента пал на Внешэкономбанк. «Непонятно, зачем в качестве промежуточного звена между CNPC и «Роснефтью» был выбран именно он, ведь, в отличие от того же Сбербанка, Внешэкономбанк имеет обширные связи за рубежом, что чревато проблемами в случае подачи исков со стороны акционеров ЮКОСа».

Теперь можно ожидать, что миноритарная доля в «Юганскнефтегазе» будет продана иностранным компаниям, говорят аналитики. С одной стороны, это позволит «Роснефти» расплатиться с частью долгов, в том числе тех, которые компания получила в наследство от бывших владельцев «Юганскнефтегаза». По словам начальника аналитического отдела ФК «Мегатрастойл» Александра Разуваева, сумма долгов «Юганскнефтегаза» составляет около 8 млрд долл. С другой стороны, правильно избранная схема продажи пакета акций этого актива позволит «Роснефти» размыть оставшуюся долю ЮКОСа в его капитале (около 20%). «Не исключено, что оставшаяся доля ЮКОСа в «Юганскнефтегазе» будет размыта в результате допэмиссии его акций и часть их будет продана иностранцам», – сказал RBC daily Александр Разуваев. «Это очень вероятный сценарий», – соглашается с ним Дмитрий Царегородцев. Одновременно «Юганскнефтегаз» будет выделен в отдельную госкомпанию, а «Роснефть» продолжит процесс объединения с «Газпромом» в рамках программы либерализации акций последнего.

Впрочем, Сергей Оганесян вчера успел внести интригу в этот процесс, заявив, что «Юганскнефтегаз» может в конечном счете остаться в составе «Роснефти». «Я считаю, что актив, который был приобретен «Роснефтью», должен остаться у «Роснефти» и что она должна оставаться самостоятельной компанией, – сказал он. – На мой взгляд, можно избежать поглощения, и «Газпром» может стать миноритарным акционером [укрупненной «Роснефти]». По его словам, если объединять добычу нефти и газа в единую структуру, то получится сложноуправляемая компания. Однако, добавил глава ФАЭ, соответствующее решение в любом случае будет приниматься правительством, которое должно утвердить схему изменений в структуре своих активов. Представитель «Роснефти» Владимир Воевода отказался комментировать RBC daily заявление г-на Оганесяна, а пресс-секретарь председателя правления «Газпрома» Сергей Куприянов назвал его субъективным мнением чиновника. «Процесс присоединения «Роснефти» к «Газпрому» проходит по плану», – заверил он RBC daily.

Высказывание чиновника специалисты восприняли с недоумением. Ведь предложенная г-ном Оганесяном схема напоминает первоначальные планы правительства по объединению «Роснефти» и «Газпрома» – с тем исключением, что теперь «Роснефть» имеет в своем составе дополнительный актив. Однако, как отмечает Александр Разуваев, купив обремененный долгами «Юганскнефтегаз» более чем за 9 млрд долл., «Роснефть» не сильно изменила свою капитализацию. «Поэтому обмен акций «Газпрома» на акции нынешней «Роснефти» в финансовом отношении можно произвести без больших корректировок размера пакетов акций. Вместе с тем для монополиста приобретение «Роснефти» вместе с «Юганскнефтегазом» чревато рисками получения претензий как к собственнику последнего со стороны акционеров ЮКОСа, – отмечает Александр Разуваев. – Скорее всего, будет реализована другая схема. «Юганскнефтегаз» останется в собственности государства, а в обмен на свои акции «Газпром» получит акции «дочек» «Роснефти». А по мнению Дмитрия Царегородцева, заявление г-на Оганесяна следует расценивать как часть аппаратной игры между правительственными сторонниками менеджеров «Газпрома» и «Роснефти». «Ничего общего с экономической эффективностью подобные предложения чиновников не имеют», – отмечает он. Информации об изменениях в условиях объединения «Газпрома» и «Роснефти» нет и у оценщиков двух компаний. Источник RBC daily, близкий к оценщикам, сообщил, что в настоящее время один из них, компания «2K Аудит - Деловые консультации», ждет дополнительных указаний от РФФИ относительно своих дальнейших действий. «Никаких дополнительных указаний от властей пока не поступало», – заметил он.