Акции “Сургутнефтегаза” вновь оказались в центре внимания участников фондового рынка. Вчера бумаги “Сургута” подорожали на 5%, затмив даже “Газпром”. Так брокеры отреагировали на слухи о том, что компания Владимира Богданова может получить долю в “Юганскнефтегазе”.
Вчера большинство российских акций продолжали дорожать: на классическом рынке РТС “Норникель” прибавил 2,7%, “ЛУКОЙЛ” — 1,6%, а индекс РТС вырос на 2,15% — до 716,42 пункта. Акции “Газпрома” на бирже “Санкт-Петербург” /с расчетами через РТС/ подорожали на 2,3% на очень высоких оборотах — 3,35 млрд руб., а капитализация компании совсем немного недотянула до $70 млрд.
Но лидером роста стали не они, а акции “Сургутнефтегаза”, подорожавшие на 5%. Объем сделок с этими бумагами также был очень высок — почти $100 млн на всех торговых площадках. Например, на Фондовой бирже ММВБ брокеры наторговали этими бумагами на 1,2 млрд руб. — вдвое больше, чем на прошлой неделе. А средний оборот по ним на ММВБ в 2004 г. составлял $30 млн в день, сообщает газета "Ведомости".
При этом трейдеры не нашли объективных причин такого интереса к бумагам “Сургута”. “Большой спрос на них был на Лондонской фондовой бирже, но явных причин этого роста мы с коллегами не обнаружили”, — говорит Дмитрий Куляшенец из “Ренессанс Капитала”. “Долгое время “Сургут” отставал от рынка, хотя компания не огорчала инвесторов плохими новостями, вот инвестфонды и решили пополнить свои портфели бумагами “Сургута”, — рассуждает вице-президент отдела продаж ФК “УралСиб” Александр Захаров. С начала года акции “Суртугнефтегаза” выросли на 11%, “ЛУКОЙЛа” — на 15%, а индекс РТС — на 16,7%.
Впрочем, дело скорее всего не в фундаментальных причинах. Руководитель аналитического отдела “Атона” Стивен Дашевский связывает рост котировок “Сургутнефтегаза” с появившейся на рынке информацией о том, что компания может получить или уже получила долю в “Юганскнефтегазе”. “Нам это показалось логичным, — продолжает Дашевский, — ведь представители “Сургутнефтегаза” участвовали в торгах по “Юганску”, и очевидно, что за это компания может получить акции бывшей “дочки” “ЮКОСа”.
О том, что эти слухи небеспочвенны, заявил источник, знакомый с ситуацией вокруг “Юганскнефтегаза”. Он рассказал, что “Сургутнефтегаз” может получить от “Роснефти” 17% акций “Юганска” в счет $1,7 млрд, выделенных будущему победителю торгов по “Юганску” — “Байкалфинансгрупп” для внесения задатка. Об этом слышал и сотрудник крупного инвестбанка.
Два сотрудника “Сургутнефтегаза” назвали эти предположения “логичными”. Компания “давно мечтает стать оператором Приобского месторождения”, отмечает один из них. Он считает не случайным, что его коллеги участвовали в торгах по “Юганскнефтегазу”. “За это "Сургутнефтегаз" что-то должен был получить”, — говорит он.
Представители “Сургутнефтегаза”, “Роснефти” и “Газпрома” от официальных комментариев отказались.
Это не первый случай, когда акции “Сургутнефтегаза” “выстреливают” на слухах о сильных переменах в компании. В апреле 2003 г. они выросли на 76% (индекс РТС — на 17%), причем на них пришлось почти треть всего оборота биржи РТС — $197,7 млн за месяц. Эксперты терялись в догадках, что происходит с бумагами одной из крупнейших российских компаний. Одни говорили о планах инвесторов скупить крупный пакет акций “Сургутнефтегаза”, чтобы провести в совет директоров своего представителя и добиваться увеличения дивидендов. Другие считали, что “Сургут” столкнулся с попыткой враждебного поглощения. Альфа-банк в одном из своих отчетов указывал, что неизвестный скупщик акций может через суд запретить голосование “казначейскими” акциями “Сургутнефтегаза” и перехватить контроль над компанией у ее гендиректора Владимира Богданова, который называл скачки акций своей компании спекулятивными играми. Что на самом деле происходило с бумагами “Сургута”, так и осталось неизвестным, а в следующие два месяца они подешевели на 25%, потеряв половину апрельского прироста.