Глава "Росэнергоатома" Олег Сараев высказал идею о возможном акционировании целого ряда объектов атомного энергетического комплекса с их последующей приватизацией. Также он отметил, что нельзя отдавать в частные руки так называемый "ядерный остров" – реактор и турбину, но безопасную часть вполне можно акционировать. Это позволило бы отделить "опасный" объект от "неопасного", а деньги от приватизации пустить на поддержание безопасности ядерного комплекса.
Правда, пока отрасль к этому не готова, что отмечают практически все эксперты. Однако, по мнению некоторых из них, приватизация здесь вообще не нужна – они считают, что с экономической точки зрения эта затея может оказаться бессмысленной, пишет RBC daily.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Российский государственный концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" (концерн "Росэнергоатом") образовано в 1992 г. В 2001 г. концерн был преобразован в генерирующую компанию путем присоединения и нему действующих и строящихся атомных станций, а также предприятий, оказывающих услуги по их эксплуатации, ремонту и научно-технической поддержке. В настоящий момент "Росэнергоатом" осуществляет централизованное государственное управление десятью АЭС России.
Глава "Росэнергоатома" Олег Сараев считает возможным приватизацию до 60% имущества атомных электростанций, имеющих прямое отношение к безопасности станций. Об этом г-н Сараев сообщил в ходе посещения группой депутатов Госдумы города российских ядерщиков Обнинска. По его словам, в атомной области возможно акционирование части технического и вспомогательного оборудования российских атомных электростанций. Сараев считает, что это будет способствовать росту безопасности атомных станций, поскольку полученные от приватизации средства могут быть направлены как раз на ее обеспечение.
Кроме того, это позволит очертить границу между радиационно-опасным и неопасным оборудованием при подготовке такой приватизации. Пока эти границы несколько размыты, и неясно, кто будет их определять. "Если бы мы точно могли определить, где кончается граница безопасного и начинается область опасного, – поделилась главный геолог информационно-аналитического центра "Минерал" Ирина Егорова. – Пока наше законодательство не будет прозрачным, в этой области приватизацию начинать нельзя".
В принципе это понимает и сам Олег Сараев. "Приватизация станет возможной только тогда, когда наша культура обращения с имуществом будет сформирована", – отметил он.
Несмотря на это, главный атомщик уверен, что акционирование атомных объектов – это путь, который может позволить отрасли перейти на рыночный уровень. "Приватизация может поспособствовать развитию конкурентной среды", – продолжает Ирина Егорова. К тому же у отрасли есть реальная необходимость в деньгах, которые могли бы пойти на модернизацию объектов и сооружение новых реакторов. Но нужды атомного комплекса пока в бюджете не заложены. Более того, в законодательстве по атомной энергии еще действует запрет на частное владение объектами атомной промышленности. Сегодня в отрасли прорабатывается вопрос о том, что инвестор, который захочет участвовать в атомном проекте, будет получать не право собственности на свои инвестиции в строительстве, а долю в вырабатываемой на этом объекте электроэнергии.
В "Росэнергоатоме" не поясняют, почему надо отойти от этой схемы. Ведь, например, вся атомная индустрия во Франции полностью подконтрольна государству. "Пока "Росэнергоатом" един, это позволяет многое сделать", – заявил бывший заместитель министра энергетики Виктор Кудрявый. К тому же, чтобы получить прибыль от производства, совсем необязательно идти по пути приватизации. Производство электроэнергии на атомных станциях примерно на 20% дешевле, чем на тепловых. "Проблемы с нехваткой финансирования можно решать и за счет уравнивания тарифов между энергией, производимой атомными электростанциями и обыкновенными", – заявил заместитель председателя партии "Яблоко" Сергей Митрохин. Однако у бывшего заместителя министра другая точка зрения. "Если везде увеличивать тарифы, тогда можно поднять цены и на гидроэнергетику, – говорит Виктор Кудрявый. – Повсеместное увеличение цен еще ни к чему хорошему не приводило".
Как стало известно RBC daily, в настоящий момент Федеральная антимонопольная служба разрабатывает порядок ее контроля на этом рынке. Главное – отрегулировать процесс подачи целевой заявки. Специфика производства атомной энергии заключается в том, что электростанция не может прекратить работу только потому, что она уже выработала необходимое количество энергии. В этом случае станция продолжает производить энергию, о которой ей не придется специально информировать соответствующие службы. Но если атомная станция начинает дополнительное производство (например, при специальном подключении к электро- или атомным станциям), в этом случае ей придется подавать заявку на дополнительное производство и согласовывать цены. Если ФАС напишет свод правил для АЭС, то приватизация атомной энергетики станет интересной для российских инвесторов. Видимо, "Росэнергоатом" считает, что антимонопольная служба быстро придумает правила и откроет возможность обсуждать вопрос приватизации части АЭС.