Российские заводы не в силах конкурировать с дешевыми украинскими трубами большого диаметра — с начала года они сократили объем продаж на внутреннем рынке на 20%. Госдума собирается поправить закон о внешней торговле, чтобы чиновники ограничивали импорт без проведения многомесячных расследований. Депутатов не смущает, что это противоречит договоренностям о вступлении России в ВТО.
С 2005 года Россия ограничивает импорт труб только малого и среднего диаметра — квота для пяти украинских заводов составляет 395 000 т в год. Самый привлекательный сегмент — продажа труб большого диаметра для магистральных трубопроводов — остался без защиты. В 2004 г. квоты на украинские поставки составляли 485 000 т малых и 230 000 т больших труб, пишет газета "Ведомости".
В результате российские продажи труб большого диаметра в январе — феврале сократились по сравнению с первыми двумя месяцами 2004 г. на 20% до 100 000 т, сетует директор российского Фонда развития трубной промышленности Александр Дейнеко. В частности, по его данным, Выксунский металлургический комбинат сократил производство на 19%, а Челябинский трубопрокатный завод (ЧТПЗ) — на 25%. “Это все из-за увеличения украинских поставок”, — утверждает Дейнеко.
Минэкономразвития ведет расследование того, какой ущерб наносят отечественным производителям украинские конкуренты. Депутаты решили не дожидаться его итогов. Независимый парламентарий от Челябинска Валерий Гартунг внес в Госдуму поправки в закон о внешнеторговой деятельности, которые разрешают правительству ограничивать импорт “товаров из черных металлов” при необходимости “сократить производство или продажу аналогичного товара российского происхождения”.
Сейчас эта норма действует только для поставок сельхозпродукции, а импорт других товаров можно ограничивать, если они поставляются по демпинговым ценам, их производство субсидируется или растущий объем импорта вредит производителям страны-импортера. “Всевозможные расследования, которые проводит Минэкономразвития, длятся слишком долго и не дают никакого эффекта, а украинские производители, для которых родное правительство создало льготные налоговые условия, развиваются за счет российского рынка”, — объясняет логику поправок Гартунг.
Чиновники от идеи в шоке. “Эта статья [закона] используется, в случае если на рынке перепроизводство товара и государство решило сократить его, но какое отношение это имеет к трубам?” — недоумевает источник в Минэкономразвития. По его словам, инициатива Гартунга противоречит действующим соглашениям с Украиной и обязательствам, которые Россия согласилась принять на себя при вступлении в ВТО. Но Госдума, по словам председателя комитета по экономической политике Валерия Драганова (“Единая Россия”), “серьезно настроена” принять поправки, поскольку “то, что украинские металлурги получали огромные дотации от государства, не вызывает никакого сомнения”. Идею поддерживает и Дейнеко. Без дополнительной защиты рынка “программы модернизации, затеянные российскими заводами, теряют смысл”, соглашается представитель ЧТПЗ Анна Левитанская.
Украинские поставщики считают, что российские конкуренты манипулируют цифрами. Так, основной производитель труб большого диаметра для России — Харцызский трубный завод за два месяца увеличил производство на 17%, но его поставки российским партнерам сократились почти на треть, говорит представитель “Леман-пайпа” (представляет интересы ХТЗ в России) Василий Сомов. “Мы против любых торговых ограничений”, — добавляет он.