Российские и иностранные автоконцерны, работающие в России, целую неделю не знали, радоваться им или горевать. Подписав первый лист постановления об отмене пошлин на импортные автокомпоненты, премьер-министр Михаил Фрадков оставил без подписи приложение. Он сделает это лишь тогда, когда чиновники разберутся, что считать “промышленной сборкой” автомобилей в России.
Постановление, завизированное Фрадковым, отменит или сократит с 15-20% до 3% ставки на импортные детали, используемые в серийной сборке иномарок в России. Документ кочевал по министерствам больше года. Его с нетерпением ждут иностранные автопроизводители, которые ведут или собираются начать сборку в России. Но ему противятся российские автозаводы: гендиректора “АвтоВАЗа”, “Руспромавто”, группы “СОК”, ЗиЛа и КамАЗа написали Фрадкову, что отмена пошлин может привести к упадку отечественного автопрома и грозит ему многомиллиардными потерями. Иностранцы должны взять на себя обязательства по локализации сборки, считают они.
Как сообщает газета "Ведомости", когда в марте Минэкономразвития внесло премьеру на подпись проект постановления, Фрадков решил не ссориться ни с нашими автозаводами, ни с зарубежными. Несколько чиновников Минпромэнерго и Белого дома рассказали, что свою подпись под постановлением Фрадков поставил около недели назад. При этом он не подписал приложение, в котором перечислены таможенные коды автокомпонентов и ставки на них, уточняет сотрудник Белого дома. “Поэтому формально юридически постановление считается не подписанным — ему не присвоен номер, и оно не заначится в базах чиновников”, — говорит один из сотрудников Белого дома.
Премьер-министр согласен отменить пошлины, но прежде он хочет, чтобы Минэкономразвития и Минпромэнерго договорились между собой, кто из автопроизводителей имеет право пользоваться льготным режимом и что же подразумевается под “промышленной сборкой” в России, объясняет другой чиновник правительства. Сотрудники обоих министерств сообщили, что, по их мнению, претенденты на льготы обязаны будут как минимум осуществлять в России сварку, окраску и сборку кузова, монтировать оборудование и проводить гарантийные испытания. Также инвестор будет обязан создать проектные производственные мощности не менее 25 000 машин в год при работе в две смены.
Но чиновники не договорились, как быстро инвестор должен будет отказываться от льготного режима и производить автокомпоненты внутри России. “Мы предлагаем 50%-ное сокращение беспошлинного перечня деталей в течение пяти лет, но Минэкономразвития с нами не согласно”, — говорит источник в Минпромэнерго. В одном из автоконцернов, знакомых с предложением ведомства Грефа, говорят, что его вариант очень консервативный — 10% за пять лет. В самом Минэкономразвития это уточнить не удалось.
Полумера не вызвала ликования ни сторонников, ни у противников постановления. “Дело не в самих пошлинах. Правительство должно вырабатывать комплексные меры по поддержанию автопрома в России в целом, а не только иностранного”, — возмущается представитель “Руспромавто” Владимир Торин. “Мы считаем, что принятие этого постановления — единственный способ стимулирования автопрома”, — возражает ему представитель “Северсталь-Авто”. Представитель “АвтоВАЗа” от комментариев отказался. Иностранцы же терпеливо ждут, чем закончатся споры чиновников и российского автолобби.
“Данное постановление важный момент для нас и может повлиять на наше решение о приходе в Россию”, — говорит PR-менеджер Toyota Анастасия Кокорева. “Мы хотим не только импортировать компоненты для наших машин, но и параллельно развивать их локализацию. Уже на начальном этапе сборки Renault Logan локализация будет на уровне 20%”, — говорит пресс-секретарь Renault Ванесса Леви.