Новости
Греф хочет продать электростанции в этом году. Правительство против, миноритарии - "за"
Экономика | Россия

Герман Греф хочет в этом году начать приватизацию энергетики, а в качестве платежного средства использовать деньги и акции РАО “ЕЭС России”. От этого предложения не в восторге в Белом доме, но зато оно нравится многим акционерам РАО, в том числе “Газпрому”.

Стоит ли приватизировать генерирующие компании и если да, то как, чиновники спорят с 2003 года. Казалось, что решение найдено: ОГК предлагали продавать на открытых торгах за деньги, а также акции РАО. В расчете на это крупнейшие российские компании бросились покупать акции РАО, разогнав его капитализацию до более $14,5 млрд в сентябре 2003 г. Но в 2004 г. премьер Михаил Фрадков охладил их пыл, постоянно откладывая вопрос. Например, за ноябрь 2004 г. бумаги энергохолдинга потеряли 16%. Лишь в конце года премьер согласился, что генерацию когда-нибудь надо продавать. А в феврале правительство поручило Минэкономразвития подготовить план энергореформы, пишет газета "Ведомости".

Ведомство Грефа подготовило ответ Фрадкову и теперь обсуждает его с другими коллегами. Принципиальное предложение Минэкономразвития — не откладывать продажу генерации и уже до конца этого года продать первую ОГК, рассказали два чиновника, знакомых с проектом документа. По их словам, ведомство Германа Грефа предлагает в первую очередь продать ОГК-5 на аукционе, средством платежа на котором станут и акции энергохолдинга, и деньги (ее стоимость аналитики оценивают в $1 млрд). Следующий кандидат на смену владельца — ОГК-3. Но определиться, продолжать ли распродажу, министерство предлагает по итогам первого аукциона. Чиновник Минэкономразвития подтвердил эту информацию, добавив, что окончательного документа пока нет.

Представитель одного из стратегических акционеров РАО назвал эти предложения “первым хорошим известием за последние месяцы”. Вопрос в том, хватит ли у правительства духа на это решение, добавил он. По факту ОГК-5 будет готова к продаже к концу года — переход на единую акцию планируется завершить в июне, а с июля бумаги могут начать торговаться на биржах, обещает представитель РАО Марита Нагога. “Но решение, продавать или нет, остается за государством”, — добавляет она.

У Грефа есть союзники среди чиновников. Минпромэнерго согласно с Минэкономразвития, сообщил чиновник этого министерства. “Давно пора решиться приватизировать ОГК”, — убежден он. Но Белый дом вновь предлагает не торопиться. “Они не раз выходили с этой идеей, но сомневаюсь, что появится необходимость продавать ОГК уже в этом году”, — говорит один из чиновников аппарата правительства. Продавать ОГК можно только после их “обкатки на рынке” — это позволит оценить их справедливую стоимость.

Кроме того, продолжает чиновник, государство должно само продавать свою долю в ОГК. А при той схеме, которую предложило Минэкономразвития, деньги останутся у РАО, которое планируется ликвидировать только к 1 января 2007 г. Такого же мнения придерживается Росимущество. “Мы против продажи ОГК до запуска рынка электроэнергии и за денежные аукционы без участия акций”, — пояснил сотрудник ведомства. “Белый дом может вновь завернуть предложения Грефа”, — прогнозирует сотрудник администрации президента.

Зато РАО может рассчитывать на поддержку потенциальных покупателей ОГК-5. Вице-президент инвестбанка “Траст” Андрей Зубков считает, что компания может быть интересна “Газпрому”, а также “Комплексным энергетическим системам”, управляющим проектами Виктора Вексельберга в энергетике. Обе компании заинтересованы именно в схеме “деньги + акции”, ведь обе являются акционерами самого РАО. “Нам нравится идея не откладывать продажу энергоактивов в долгий ящик. Мы заинтересованы в их приобретении и в продвижении энергореформы”, — говорит представитель “Газпрома”. Интерес к ОГК-5 он комментировать не стал. А вот КЭС заинтересована участвовать в приватизации ОГК-5, подтвердил представитель компании Михаил Матыцин. Впрочем, он думает, что начать приватизацию ОГК до конца года будет непросто. Государству выгоднее продать эту ОГК в 2007-2008 гг., когда она сможет показать первые результаты работы, но, если первые торги будут в 2005 г., инвесторы наконец убедятся, что реформа состоится, заключает он.

Более 10% акций РАО принадлежит “Газпрому”, около 6% — СУЭК; “Евразхолдинг“, “Комплексные энергетические системы” (КЭС), “Интеррос” и НРК собрали по 2–3%, “Базэл” — около 1%. Государство владеет 52,68% РАО. Крупнейшие электростанции страны, входящие в РАО, распределят по семи оптово-генерирующим компаниям: шесть тепловых планируется продать, а контроль над гидро-ОГК оставить за государством. ОГК-5 создана в конце 2004 г. как 100%-ная “дочка” РАО “ЕЭС России” с уставным капиталом 29,4 млрд руб. В него внесены принадлежащие РАО имущество Рефтинской и Среднеуральской ГРЭС, 100% акций Невинномысской и 51% акций Конаковской ГРЭС.