В Чечне впервые приговорили российского милиционера, обвинявшегося в пытках местных жителей. Лейтенант с позывным "Кадет" получил 11 лет лагерей.
Во вторник утром Октябрьский районный суд Грозного огласил приговор по делу бывшего оперуполномоченного Октябрьского РОВД Грозного Сергея Лапина, обвиняемого в пытках задержанного и превышении служебных полномочий. Его приговорили к 11 годам колонии строгого режима, сообщает "Газета.ру".
По завершении срока ему в течение трех лет будет запрещено занимать посты в органах внутренних дел. После оглашения вердикта адвокат потерпевшей стороны Станислав Маркелов заявил: "Лапин был признан виновным по всем вменяемым ему эпизодам. Мы удовлетворены приговором, преступление названо преступлением".
Бывший оперуполномоченный Лапин, командированный в Чечню из Нижневартовска, обвинялся по ст. 111, ч. 3 ("Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью с отягчающими обстоятельствами"), 286, ч. 3 ("Превышение должностных полномочий с отягчающими обстоятельствами") и 292 ("Cлужебный подлог") УК РФ. Расследование длилось больше четырех лет.
Началось все 2 января 2001 года, когда житель Грозного Зелимхан Мурдалов был доставлен в здание Октябрьского РОВД, где оперуполномоченный Лапин вместе с еще одним милиционером (его личность Лапин на допросах так и не сообщил) избил его резиновой дубинкой. Мурдалов получил черепно-мозговую травму, у него начались судороги, он потерял сознание.
Попытавшись скрыть
преступление, Лапин вывез Мурдалова в неизвестном направлении. До настоящего
времени Мурдалов не найден, он числится пропавшим без вести. За все время суда
Лапин не рассказал ничего о том, куда увез чеченца и что с ним сделал.
Через несколько дней после происшествия на милиционеров было заведено уголовное дело. Во многом началу судебного разбирательства способствовала громкая статья обозревателя "Новой газеты" Анны Политковской, которая описала историю, произошедшую в Октябрьском РОВД. По информации Политковской, милиционеры сломали Мурдалову руку, отрезали уши, после чего, продержав его некоторое время в подвале, увезли якобы в больницу. О дальнейшей судьбе Мурдалова Политковской тоже было ничего не известно.
Через несколько дней после выхода материала в адрес Политковской стали приходить электронные письма с угрозами. Письма, как было установлено, приходили с электронного ящика Лапина. Угрозы были подписаны "Кадет" (Политковская утверждала, что это слово, являвшееся позывным Лапина, было выбрито у него на затылке). Журналистка на время вынуждена была выехать из России по соображениям собственной безопасности.
Лапин свою причастность к письмам отрицал. В интервью, которое он дал еще в 2001 году, он заявил: "Журналистке Политковской я никогда не угрожал. Письма, которые были опубликованы в "Новой газете", были посланы либо не с моего адреса, либо человеком, который весьма осведомлен о тех событиях, которые происходят в моей жизни в последнее время.
Офицеры милиции УВД Ханты-Мансийского округа не воюют с женщинами-журналистами", – добавил Лапин.
С самого начала разбирательства Лапин утверждал, что задержанный и избитый им чеченец был не простым мирным жителем, а наркоторговцем, снабжавшим марихуаной "всю комендатуру". На первом этапе расследования, которое проводилось в Нижневартовске, куда из командировки вернулся Лапин, суд версией лейтенанта удовлетворился. В 2001 году Нижневартовский суд освободил Лапина от уголовного преследования. После этого дело было отправлено на пересмотр уже в Грозный, где и доведено до конца. Как уверял Лапин, его преследовали на том основании, что зампрокурорa Грозного работает родной дядя Зелимхана Мурдалова.
Защита бывшего оперуполномоченного сегодняшним приговором осталась недовольна и намерена обратиться с кассацией в вышестоящую инстанцию.