Новости
Сергей Шубин: Идея реализации "Социальной карты" на весь Тюменский регион представляется нереалистичной
Политика | Ханты-Мансийский АО - Югра | Ямало-Ненецкий АО | Тюменская область

Предлагаем вашему вниманию интервью корреспонденту Накануне.RU советника Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа Сергея Шубина, координатора проекта "Социальная карта Югры":

- Сергей Викторович, информация, распространенная в некоторых СМИ о проведенном Департаментом стратегического развития администрации Тюменской области совещании, на котором будто бы принято решение о начале реализации масштабного проекта "Социальная карта", которая якобы будет действительна на территории трех субъектов Российской Федерации (Ямал, Югра и, собственно, Тюменская область) было для вас достаточно неожиданной?

- Да, совершенно верно. Идея реализации подобного проекта на такой огромной территории, как Тюменский регион, представляется мне нереалистичной. Этому есть несколько объективных причин. Прежде всего, надо понимать, что Ханты-Мансийский автономный округ является самостоятельным субъектом РФ, самостоятельно формирует бюджет и социальные программы. На мой взгляд, проект реализовать технологически легче в замкнутой системе, локально. Нужно определить рамки возможного. Проект может быть реализован в определенной организационной структуре, и такой организационной структурой является субъект Российской Федерации. Такой подход обусловлен прежде всего самими критериями и параметрами проектов подобного рода, это – объективная необходимость. И я в своем предыдущем интервью уже говорил об этом.

- То есть, другими словами, если можно так выразиться, вы "затачиваете" этот проект под свои реальные условия, ведь на том же Ямале и на том же юге Тюменской области, социальные условия, все-таки, как ни крути, но – несколько иные?

- Конечно. И потом, поймите одну простую вещь – социальная карта – это инструмент политики субъектов (как в нашем случае). Это только инструмент, который может работать в рамках определенной организационной структуры. Не буду повторяться, я в интервью своем привел пример авиации, и это прежде всего всегда обусловлено происходящими бизнес-процессами в разных структурах.

- Естественно, какой смысл объединяться, если перед структурами стоят разные задачи и существуют разные способы их исполнения.

- Правильно, это просто с точки зрения технологии. Тут есть два аспекта, и первый из них сам инструментарий, с помощью которого мы это реализуем. Если мы говорим о реализации каких-то льгот на других территориях, то здесь идет речь не о каком-то едином проекте (вроде – давайте сделаем подобную единую сеть на всей территории России: кто бы был против, но сегодня это просто нереально). В принципе можно разговаривать о социальных услугах, предоставляемых жителям одного из субъектов федерации на территории других субъектов. Я вам приведу пример – у всех граждан России есть медицинский полис. С этим полисом мы получаем услуги по месту проживания. Можем мы воспользоваться этим полисом где-то на другой территории? Теоретически – можем, но в очень ограниченном объеме предоставляемых услуг, связанных прежде всего с экстренной и неотложной медицинской помощью. Ни на плановую операцию, ни на прием к врачу, ни на консультацию с этим полисом мы попасть не можем. Нельзя говорить о некоем едином инструменте для всех территорий, он не может быть универсальным, потому что тогда он не будет эффективным.

- Ну и наверное, округ может отвечать только за то, за что он реально несет ответственность. Потому что как, к примеру, вы сможете проконтролировать то, как проект будет исполняться, если на том же юге Тюменской области вы не имеете рычагов влияния на тех же чиновников?

- Совершенно верно. И поэтому, речь можно вести об оказании социальных услуг жителям одного региона на территории другого. В таком понимании диалог можно вести. Скажем, если бабушка из ХМАО приехала в Екатеринбург и на основании достигнутого соглашения между Екатеринбургом и Югрой она сможет получить медицинское обслуживание. Об этом можно разговаривать и, возможно, это нужно будет делать. Но этот процесс достаточно сложный, он зависит от бюджетов, от финансирования и взаиморасчетов. Это дело будущего. А говорить о едином проекте сегодня представляется просто несерьезным.

Есть общее понимание и в России, и за рубежом, что проект социально-платежных карт - это действительно, тот самый инструмент эффективной социально-бюджетной политики. И такая реализация идет во многих регионах Российской федерации.

- Это как-то связано с тем, что сейчас в стране происходит в сфере социальной политики?

- Я не соглашусь с таким подходом. Вообще идея монетизации сама по себе верная. Почему то очень часто социальную карту связывают с монетизацией. Но социальная карта – это прежде всего инструмент социальной политики. Давайте говорить просто – как вы думаете – если б не было 122-го закона, была бы социальная карта в Югре, или нет?

- Я думаю – да, была бы.

Конечно, была бы. То есть этот инструмент не зависит от изменений в законодательстве, другое дело что все нововведения в законодательстве естественным образом отражаются на этом инструменте. Просто соответственно немного корректируется сам инструментарий. Это как в автомобиле – можно регулировать двигатель, менять подвеску для российских дорог, но автомобиль все равно останется автомобилем.

Андрей Казанцев