Новости
Фрадков подпишет постановление о беспошлинном ввозе импортных автокомпонентов
Экономика | Россия

Постановление о снижении или частичном "обнулении" пошлин на импортные автокомпоненты должно быть подписано в начале апреля. Премьер Михаил Фрадков, судя по всему, согласился с проектом соответствующего постановления, разработанного МЭРТ, осталось согласовать лишь "детали". Об этом РБК сообщил источник в правительстве РФ.

Напомним: разговоры о предстоящем снижении пошлин идут уже несколько лет. В Концепции развития автомобильной промышленности РФ, принятой правительством летом 2002 года, записана возможность "оптимизации ввозных тарифов на компоненты и материалы с целью "стимулировать развитие сборочных производств в России" (гл.IX). Правда, в главах V и VII того же документа говорится, что стратегической целью является "освоение выпуска современных автомобильных компонентов" именно на отечественных заводах, для чего надо создавать инвестиционно привлекательные условия для западных производителей.

Вероятно, в правительстве за прошедшие годы так толком и не разобрались, где стратегическая цель, а где только тактическая, и на помощь ему пришли сами производители. Точнее, гендиректор ОАО "Северсталь-авто" Вадим Швецов, направивший в прошлом году письмо в МЭРТ с предложением серьезно снизить или даже обнулить пошлины на ряд ввозимых компонентов. По его словам, непосредственным поводом к такому обращению стали расчеты, касающиеся проекта сборки на головном предприятии его группы – УАЗе – одной из зарубежных моделей в нише $20-30 тысяч (судя по всему, имелся в виду SsangYong Rexton, при этом он стоит значительно дороже $20 тысяч). Выяснилось, что "при существующих пошлинах серьезное производство организовать сложно, ведь до 75% себестоимости приходится на автокомпоненты".

По некоторым сведениям, обращение г-на Швецова поддержали и иностранные производители. Поддержало его и МЭРТ, разработавшее соответствующие конкретные предложения. Согласно этим предложениям, насколько стало известно, правительству предлагается полностью обнулить ввозные пошлины на двигатели (бензиновые и дизельные), элементы кузова, шасси, часть номенклатуры лакокрасочных материалов, резиновых изделий и т. д. На прочее, включая замки, радиоприемники и даже зеркала заднего вида – снизить эти пошлины до 3-5%.

Опрошенные РБК аналитики серьезно разошлись в оценках документа МЭРТ, который должен стать основой постановления правительства. "Это хорошие предложения, – считает Геннадий Суханов из ИК "ЦентрИнвест Секьюритис". – Самое главное в них – "обнуление" пошлин на двигатели, что позволяет, при осуществлении других новшеств, снизить общую стоимость собираемой в России иномарки на 10%, а в перспективе, при массовой сборке, – и более. Теперь иностранным производителям можно не брать на себя жестких обязательств – в том числе по локализации производства, которые они сами же потом затрудняются выполнить. Устанавливаются четкие правила для всех, и не надо вести сложную индивидуальную игру по свободному таможенному складу и т. д. Все это плюсы для инвесторов".

Аналитик ГК "Регион" Евгений Шаго видит плюс (правда, по его мнению, только теоретический) готовящегося постановления правительства в том, что оно "направлено на привлечение крупных автопроизводителей для организации сборки на территории РФ, вместе с тем оставшиеся для согласования детали должны ограничить примитивную "гаражную" крупноузловую сборку".

Ирина Ложкина из ИК "Проспект" считает, что плюсы будут четко видны, если в итоговом постановлении будет четко прописано обнуление пошлин на компоненты и материалы, не имеющие аналогов в России. "При этом основная сложность состоит в том, чтобы определить – что имеет аналоги, а что нет, – отмечает эксперт. – Само по себе намерение оптимизировать пошлины на импортные комплектующие положительно, но оно не решает всех проблем. Что касается общих правил для всех, то, думаю, даже и принятие этого постановления не исключит "индивидуальной" работы чиновников и зарубежных автопроизводителей – о режиме свободного таможенного склада все равно придется договариваться".

Сами производители, видимо, относятся и к идее своего коллеги, г-на Швецова, и к предложениям МЭРТ неоднозначно. Директор по связям с общественностью компании "Руспромавто" Владимир Торин заявил: "Сложно оценить проект правительственного постановления, которое никто не видел, и предложений МЭРТ, вариантов которых существует множество. В любом случае государство должно определиться: нужна ему национальная автопромышленность или нет. Допустим, в Китае, Бразилии и ряде других стран не снижали, а повышали пошлины на автокомпоненты, в результате чего иностранные инвесторы поняли: надо вкладывать средства в местные производства. Пусть и к нам, ради Бога, приходит хоть Mercedes и организует здесь производство своих компонентов – соответственно, создавая дополнительные рабочие места и пополняя бюджет налоговыми поступлениями".

По словам г-на Торина, негативные примеры отсутствия четкой правительственной стратегии уже есть: "Пару лет назад в России одна из крупных зарубежных компаний приступила было к производству автокомпонентов (мостов). Однако после того как пошли слухи о готовящемся обнулении пошлин на эти самые компоненты, все работы были заморожены. Действительно, зачем при такой политике производить эти компоненты здесь, когда их можно беспошлинно ввозить, допустим, из Азии".

"Намерения вроде бы благие, но их позитивный результат заранее ограничен, – считает Евгений Шаго. – Все, кто хотел прийти в Россию, уже в нее пришли, и проблема пошлин на автокомпоненты носит тут второстепенный характер. Та же Toyota в качестве основной причины своего отказа "русифицироваться" указала невозможность обеспечить соответствие качества продукции местных автопроизводителей стандартам компании, а вовсе не высокие пошлины. Volkswagen через компанию Skoda открыл производства на Украине и в Казахстане и не очень желает создавать конкуренцию самому себе. Единственное, что могло бы реально стимулировать иностранцев перенести производство в нашу страну, – это очень резкое повышение пошлин на новые иномарки, до 100% и более, как было некогда в Китае. Но я сомневаюсь, что наше правительство пойдет на столь жесткие меры".