"Роснефть" будет приватизирована в этом году. Источники в МЭРТе сообщили о внесении министерством в правительство дополнений в план приватизации на 2005 год, в котором упоминается "Роснефть" – ее акции, согласно проекту, должны быть внесены в уставный капитал АО "Роснефтегаз" (РНГ) для последующего обмена на акции "Газпрома".
Речь, судя по всему, идет о попытке МЭРТа запустить процесс слияния "Газпрома" и "Роснефти", остающийся без движения уже более двух месяцев. Главный вопрос – судьба активов "Юганскнефтегаза" (ЮНГ) – по-прежнему не решен, и именно вокруг него будут развиваться основные события, пишет газета "Коммерсант".
С середины февраля практически никаких содержательных событий вокруг слияния "Роснефти" и "Газпрома" не происходило. Кроме показанных по телеканалам 3 марта заявлений председателя правления "Газпрома" Алексея Миллера и президента "Роснефти" Сергея Богданчикова о том, что слияние состоится в ближайшее время, новости о том, какая схема слияния будет избрана, не поступали ни из одной госструктуры или вовлеченной в процесс объединения компании.
В тексте поправок к плану приватизации "Роснефть" предполагается вывести из прямой собственности Росимущества путем внесения в уставный капитал РНГ 100% ее акций. На практике это означает, что МЭРТ предпринял попытку прекратить "перемирие" вокруг слияния "Газпрома" и "Роснефти" и начал реализацию декабрьского плана сделки. Напомним, этот план был озвучен в конце декабря главой Минпромэнерго Виктором Христенко и поддержан председателем совета директоров "Газпрома" Дмитрием Медведевым. Он предполагал, что 100% бумаг "Роснефти" будут обменяны на 10,7% акций "Газпрома", а активы ЮНГ из "Роснефти" будут выведены в отдельную госструктуру.
Против этой схемы, напомним, выступал ряд чиновников, близких к председателю совета директоров "Роснефти", замглавы администрации президента Игорю Сечину. В том числе и глава Росимущества Валерий Назаров. Альтернативой предполагался обмен на акции "Газпрома" части активов "Роснефти" или неконтрольного пакета ее акций. А это не требует ни отчуждения ЮНГ, ни полного перехода нефтяной госкомпании под контроль "Газпрома". В минувшую субботу в Росимуществе было проведено первое крупное за последний месяц совещание по вопросу приватизации "Роснефти", завершившееся поздно вечером. После того как в его ходе не удалось согласовать никакого компромиссного варианта, и стало известно о внесении МЭРТом поправок к плану приватизации.
Ни в "Газпроме", ни в "Роснефти", ни в МЭРТе вчера официально не комментировали ситуацию. Очевидно, что МЭРТ, настаивающий на своей схеме слияния, обнародованной еще в декабре, попал в цейтнот. Если слияние затянулось бы до середины июля, государство не успевало бы получить 51% акций "Газпрома" до собрания акционеров компании 24 июня. Дальнейшее затягивание вопроса о схеме приватизации между тем на руку сторонникам независимости "Роснефти". Перенесение сделки на осень вызвало бы как минимум необходимость переоценки "Роснефти" – напомним, она проведена в октябре 2004 года банками DrKW и Morgan Stanley.
Несмотря на то что "последняя битва за `Роснефть`", которая начнется в течение ближайших двух недель (столько времени обычно занимает согласование проекта поправок в план приватизации), обещает быть очень жесткой, правительство и администрация президента делают все, чтобы внутренний конфликт во власти не выходил наружу. Так, в одной из компаний заявили, что абсолютно все решения по схеме слияния по взаимной договоренности будет озвучивать Виктор Христенко – остальным заинтересованным сторонам якобы запрещено устным распоряжением Владимира Путина делать какие-либо заявления на эту тему. Подтвердить или опровергнуть это у министра Христенко вчера не удалось.
Пока же по-прежнему можно говорить о предпочтительных шансах на победу сторонников независимости "Роснефти". Механизм отчуждения активов ЮНГ от "Роснефти", очевидно, еще не разработан (поскольку этим должна заниматься в первую очередь сама "Роснефть", не слишком в этом заинтересованная), а именно это остается ключевым препятствием для запуска слияния по декабрьской схеме МЭРТа. Оппонентам Германа Грефа достаточно лишь затягивать оформление документов в правительстве. Как показала практика последних месяцев, особого труда для них это не составляет.