Новости
Ходорковскому и Лебедеву грозят новые обвинения - в хищении $11 млрд
Экономика | Ханты-Мансийский АО - Югра | Россия

Вскоре после оглашения 16 мая приговора по "делу ЮКОСа" Ходорковскому и Лебедеву будут предъявлены новые обвинения в хищении на $11 млрд. Газета "Известия" сообщает, что ей удалось ознакомиться с подробностями нового уголовного дела.

По версии следствия, Ходорковский и Лебедев входили в преступную группу, которая "совершила присвоение вверенного чужого имущества в особо крупном размере и легализацию денежных средств и имущества". Речь идет о доходах, которые выручали нефтедобывающие "дочки" ЮКОСа - "Юганскнефтегаз", "Томскнефть" и "Самаранефтегаз".

Газета выяснила, каким образом следствию удалось обосновать, что обычная для российского бизнеса схема продажи нефти через оффшорные компании имеет криминальный характер и является "хищением". Уголовное дело N 18325531-04 было возбуждено Генпрокуратурой 6 октября 2004 года.

С первых страниц этого дела становится понятным, что, несмотря на то, что пока Ходорковскому и Лебедеву обвинение не предъявлено, у следствия нет ни малейших сомнений в их виновности. Эта цитата говорит сама за себя:
"В 2002-03 годах организованная группа в составе Ходорковского, Шахновского, Брудно, Лебедева, Елфимова, Малаховского, Вальдеса, Переверзина и других не установленных следствием лиц совершила присвоение вверенного чужого имущества в особо крупном размере и легализацию денежных средств и имущества...".

По версии следствия, эта группа создала схему хищения прибыли, выручаемой нефтедобывающими дочерними предприятиями ЮКОСа - компаниями "Юганскнефтегаз", "Томскнефть", "Самаранефтегаз". По данным следствия, на экспорт юкосовская нефть шла через двух трейдеров - ООО "Ратибор" (гендиректором этой фирмы был вышеупомянутый Владимир Малаховский, а учредителем - один из акционеров ЮКОСа) и ООО "Фаргойл" (гендиректор - Антонио Вальдес-Гарсиа). Именно с этими фирмами от имени "Юганскнефтегаза", "Томскнефти" и "Самаранефтегаза" заключал договора о поставках член правления ЮКОСа и глава ЮКОС РМ Михаил Елфимов. Этот факт следователи истолковали как "захват оперативного управления" добывающими предприятиями. Купив нефть у Елфимова, "Фаргойл" и "Ратибор" с минимальной наценкой продавали ее иностранным оффшорным компаниям, учрежденным акционерами ЮКОСа. И уже оффшоры продавали нефть конечным потребителям, оставляя прибыль себе.

По подсчетам Генпрокуратуры, в результате применения этой схемы были ущемлены интересы добывающих компаний и они недополучили ни много ни мало $11 млрд. Львиная доля сверхприбыли, полученной оффшорными компаниями, была выплачена в качестве дивидендов учредителям этих компаний. Этот момент Генпрокуратура решила истолковать как легализацию средств, нажитых преступным путем.

В начале этого года прокуроры предложили руководителям нефтедобывающих предприятий взыскать эти убытки с ЮКОСа через арбитраж. Пока свою долю затребовал лишь "Юганскнефтегаз" (он теперь в собственности государственной "Роснефти"), который подал в Московский арбитражный суд иск на 163 миллиарда рублей. "Томскнефть" и "Самаранефтегаз", остающиеся дочерними компаниями "ЮКОСа", на такой шаг, естественно, не пошли.

Как отмечают "Известия", реализация сырья подконтрольным структурам по заниженным, так называемым трансферным, ценам - обычное дело для отечественных экспортеров. Однако следователи Генпрокуратуры считают все подобные сделки несостоятельными. Они установили, что все компании, входившие в посредническую цепочку, владели нефтью лишь на бумаге, а фактически она отгружалась напрямую от добывающей компании к потребителю. Именно этот факт и дает прокуратуре возможность называть все сделки между посредниками незаконными.

Однако адвокаты, участвующие в этом деле, все же надеются отстоять интересы своих подзащитных. "Свободу выбора торговых партнеров у нас никто не отменял, как и не ограничивали число возможных посредников", - заявил "Известиям" адвокат Игорь Яртых, защищающий Владимира Переверзина, бывшего заместителя директора дирекции внешнего долга НК ЮКОС (он был арестован 18 декабря). "Прокуратуре, конечно, не дает покоя разница в отпускной и биржевой ценах на нефть, но, извините, это дело продавца - по какой цене ему ее продавать. Да и в конце концов, прежде чем продать на Западе эту нефть, нужно туда доставить - это тоже стоит денег, и немалых".