Новости
Интервью Алексея Миллера газете "The Financial Times"
Экономика | Россия

Когда ограничения на иностранную собственность в "Газпроме" будут отменены, российский газовый монополист встанет в ряд крупнейших мировых компаний, наряду с "ExxonMobil".

Алексей Миллер, Глава компании, имеет планы по ее трансформации в мощный, многопланового профиля энергетический гигант, в производственную сферу которого будет входить не только газ, но нефть и электроэнергия.

Диверсификация уже идет полным ходом. "Газпром" осуществляет слияние с "Роснефтью", государственной нефтяной компанией, что станет базой для осуществления дальнейшей экспансии.

За счет слияния правительственная доля в "Газпроме" будет увеличена с 39% до 50% плюс одна доля. Что, в свою очередь, откроет путь для проведения отмены запрета на иностранную собственность на внутреннем акционерном рынке компании. В настоящий момент западным инвесторам позволяется приобретать только Американские депозитарные сертификаты, стоимость которых значительно превышают стоимость местных долей.

Как только "кольцевое заграждение" будет снято, "Газпром" станет одним из крупнейших в мире развивающихся рынков после южнокорейского «Samsung» и увеличит рынок России в целом, подняв весомость экономических позиций страны в мировых экономических индексах. Миллер заявил, что либерализация акционерной структуры "Газпрома" начнется, как только будет завершено объединение с "Роснефтью".

Слияние с "Роснефтью" до сих пор является одним из стратегических поворотных пунктов в политике компании. Как предполагалось, оно должно было быть завершено к концу прошлого года, но сделка сошла с рельс после того, как "Роснефть" «проглотила ядовитую пилюлю» - как выразился один из представителей "Газпрома" - и приобрела "Юганскнефтегаз", главное производственное подразделение нефтяной компании "ЮКОС", находившееся под защитой американского суда по вопросам банкротства.

В прошлом месяце Миллер заявил, что сделка будет завершена без привлечения активов "Юганскнефтегаза", который станет отдельной компанией во главе с Сергеем Богданчиковым, Президентом "Роснефти".

Днем спустя Богданчиков опроверг это заявление, настояв на сохранении "Роснефтью" независимого статуса и обвинил Миллера в искажении изначально обговоренных позиций сделки.

Правительство поддержало "Газпром". "Финальное решение принято", сказал Миллер. "Объединение будет завершено в июле".

Он также отметил, что "Газпром" приступит к консолидации электроэнергетических активов, как только произойдет слияние. В настоящий момент компания контролирует 10% "Единых Энергетических Систем", электроэнергетической монополии, которая в скором времени будет подвергнута реструктуризации. Компания также владеет блокирующей долей "Мосэнерго", базирующейся в Москве и производящей электроэнергию компании.

Многие либеральные экономисты усматривают в расширении "Газпрома" тенденцию к усилению государственной роли в экономике страны. Герман Греф, министр экономики, сказал: "Как в принципе, я не думаю, что усиление естественных монополий является хорошей идеей. Но в этом ключе, цель (либерализация акционерного рынка «Газпрома») настолько важна, что оправдывает средства".

Он заявил, что поскольку полная либерализация газового рынка в следующие три-пять лет маловероятна, приоритет заключается в предоставлении доступа всем газовым производителям к трубопроводной системе, контролируемой "Газпромом", и отделении газовых тарифов от транзитных.

Греф выступил с критикой в адрес эффективности "Газпрома" и его неспособности организовать контроль за издержками. На последней правительственной встрече, он поставил под сомнение решение об увеличении заработной платы на 33%. Миллер мотивирует это решение объединением с "Роснефтью", где уровень соответствующих выплат выше.

Инвесторы также обеспокоены падением прибылей «Газпрома» и ростом издержек. «На фоне заоблачных цен на нефть и газ "Газпром" не смог добиться даже положительного баланса», сказал Пол Коллинсон, нефтегазовый аналитик "Brunswick UBS", базирующегося в Москве инвестиционного банка.

Миллер признал это: "В последние четыре года после прихода новой команды менеджмента к управлению "Газпрома", основным приоритетом деятельности была стабилизация компании. Сегодня эта цель достигнута, и мы можем сконцентрироваться на увеличении экономической эффективности сокращении издержек».

Он продемонстрировал серьезные намерения по превращению "Газпрома" в одну из ведущих мировых компаний.