Ради того чтобы Россия была единой, сильной, Кремль готов уважить национал-патриотическую оппозицию. Пятичасовой диалог президента с четырьмя лидерами думских фракций сделал счастливыми Геннадия Зюганова и Дмитрия Рогозина. Это только игра, предупреждают эксперты.
25 апреля Путин пообещал демократизировать политическую жизнь страны. В послании Федеральному собранию он поддержал давнюю идею коммунистов и “Яблока” о введении института парламентских расследований, предложил расширить доступ оппозиционных политиков к государственным СМИ и “укрепить роль партий”, позволив им в случае успеха на выборах в региональные парламенты предлагать Кремлю своего кандидата на пост губернатора.
А вчера Путин обсудил свои обещания с политиками. К нему пришли лидеры четырех федеральных партий, имеющих фракции в Госдуме, — Борис Грызлов (“Единая Россия”), Владимир Жириновский (ЛДПР), Геннадий Зюганов (КПРФ) и Дмитрий Рогозин (“Родина”).
Для затравки Путин предложил партийцам тест на общие ценности. “Развитие демократии, экономический рост и обеспечение прав человека […] — это задачи, которые разделяются всеми общественно-политическими силами”, — предупредил президент. По его словам, различие в политических взглядах не должно мешать тому, чтобы “конструктивные идеи учитывались […] в деятельности государственных органов”.
Как пишут "Ведомости", от Путина партийцы уходили окрыленными — особенно лидеры КПРФ и “Родины”, которые не могли похвастаться хорошими отношениями с Кремлем.
Оппозиционные фракции впервые допущены к выработке государственных решений, радовался Рогозин. По его словам, президент согласился с идеей “Родины” законодательно защитить оппозицию. “Мы должны иметь гарантии своей жизнедеятельности, безопасности и доступа к СМИ”, — сказал Рогозин. В начале встречи Путин действительно пообещал провести работу с “представителями государственных СМИ”, чтобы те больше освещали взгляды оппозиции.
Был доволен и главный коммунист. “Такие встречи помогают выработать общую линию всем ветвям власти, чтобы удержать ситуацию в стране, — цитирует Зюганова "Интерфакс". — События на Украине, в Киргизии и Узбекистане обязывают всех нас быть бдительными и умными”.
На встрече была конкретизирована идея о “партийных губернаторах”. Вносить своего кандидата в Кремль будет не партия, набравшая больше всех голосов на выборах, а сформированное в региональном парламенте большинство, рассказал Грызлов. “Это правильно, ведь так возможность формировать губернаторский корпус получат все политические силы, а не только партия власти”, — доволен Рогозин.
Разделить радость ообщения с Путиным не смогли демократы. “Они не прошли в парламент, потому и не попали на встречу с президентом, — говорит чиновник администрации президента. — Диалог с ними возможен, когда они докажут состоятельность своих идей, пройдя в Госдуму”.
Демократы в искренность Путина не верят. Зампред партии “Яблоко” Сергей Митрохин считает действия Кремля “новой волной имитационной демократии”. “Путин умеет выходить из разговора так, что собеседник чувствует себя счастливым, — напоминает один из лидеров СПС Борис Надеждин. — Но все его обещания остаются пустыми”. В то, что Кремль будет сотрудничать с оппозицией, Надеждин не верит “ни на секунду”.
Сближение Кремля с левой и националистической оппозицией может привести к сворачиванию либеральных реформ, тревожится председатель наблюдательного совета ИГ “Ренессанс Капитал” Александр Шохин.
Но политологи полагают, что “заигрывание” с оппозицией — лишь очередной тактический шаг Кремля. “Это тактический союз до 2008 г.”, — полагает политолог Андрей Пионтковский. “Путин добивается от думской оппозиции гарантий, что та не будет применять деструктивных методов на следующих президентских выборах, когда ему предстоит операция “Преемник”, — добавляет Алексей Макаркин из Центра политических технологий.