Новости
Путин поставил президентом РЖД "питерца" Якунина
Экономика | Россия

Первый вице-президент “Российских железных дорог” Владимир Якунин не зря три года ходил в “дублерах” главы монополии Геннадия Фадеева. Вчера премьер-министр Михаил Фрадков назначил его президентом одной из трех крупнейших российских госкорпораций. А Фадеев стал советником премьера.

Вчера Фрадков подписал распоряжение о назначении Владимира Якунина президентом “Российских железных дорог”, сообщил руководитель департамента массовых коммуникаций, культуры и образования правительства Денис Молчанов. Занимавший эту должность Геннадий Фадеев стал помощником премьера.

Топ-менеджер крупной промышленной компании, курирующий логистику, считает, что инициатива поменять руководство РЖД исходила от Владимира Путина, с которым у питерца Якунина прекрасные отношения. Например, Якунин в компании Фрадкова и руководителя своей администрации Дмитрия Медведева сопровождал Путина на майское пасхальное богослужение.

Как пишут "Ведомости", эти отношения сложились еще в конце 80-х, вспоминает бывший сотрудник мэрии Санкт-Петербурга. Когда в начале 1990-х Путин работал в мэрии Санкт-Петербурга, Якунин возглавил АОЗТ “Международный центр делового сотрудничества”. Эта компания арендовала бизнес-центр прямо напротив Смольного, а сам Якунин был вхож в городскую администрацию, говорит бывший чиновник. А когда Путин возглавлял Главное контрольное управление президента, Якунин служил начальником Северо-Западной окружной инспекции ГКУ.

До железных дорог Якунин не работал в транспортном бизнесе, но перед приходом в МПС два года занимал в Минтрансе должность замминистра. Когда после своего назначения в январе 2002 г. Фадеев получил в замы Якунина, мало кто сомневался в том, что со временем именно он возглавит РЖД. Директор департамента ФБК Игорь Николаев отмечает, что отставки Фадеева ждали много раньше. В 2003 г., когда министерство преобразовывалось в госкомпанию, многие ожидали, что руководить РЖД сразу же будет именно Якунин.

Собеседник “Ведомостей” в Белом доме подтверждает, что Путин пообещал Якунину кресло президента компании, а Фадеев встал у руля РЖД только для того, чтобы плавно провести реорганизацию монополии. Но опытному Фадееву долго удавалось переигрывать оппонента в аппаратной борьбе. По словам чиновника, “пересменка” затянулась, поскольку Фадееву удалось найти влиятельных покровителей в Кремле, в числе которых чиновник называет и замглавы администрации президента Игоря Сечина.

Но пару недель назад Якунин был на приеме у Путина и напомнил об обещании двухлетней давности. После этого вопрос был оперативно решен, и в прошлую пятницу Фадеев написал заявление об отставке, говорит чиновник.

Экс-замминистра МПС, президент “Мегатранскор групп” Александр Анненков считает, что Фадеев никогда всерьез не воспринимал Якунина как конкурента. “Они просто несопоставимы. Фадеев — это профессионал самой высокой квалификации, — поясняет он. — А Якунин всегда был человеком "извне", у них был слишком большой разрыв”. Бывший председатель Федеральной энергетической комиссии Георгий Кутовой тоже уверяет, что Фадеев и Якунин были не “антиподами, а взаимно дополняли друг друга”. “Фадеев стремился к большей публичности, — вспоминает он. — А Якунин, несмотря на то что оставался в тени, пытался реально управлять компанией”. Транспортник крупной промышленной компании тоже отмечает, что Фадеев всегда считал, что президент поддерживает именно его. “Для него это было очень важно, — говорит собеседник. — После каждой встречи он несколько дней рассказывал своим заместителям, как хорошо она прошла. Поэтому неожиданное решение Путина, наверное, стало для него большим ударом”.

В наследство от Фадеева Якунину досталось огромное хозяйство. РЖД принадлежит вся железнодорожная инфраструктура и более 70% вагонного парка страны. На ОАО приходится более 80% рынка грузопассажирских перевозок в стране. При создании компании правительство оценило ее активы в астрономическую сумму — 1,9 трлн руб. (около $70 млрд). По размеру выручки РЖД уступает лишь “Газпрому”, РАО “ЕЭС России” и “ЛУКОЙЛу”. В 2004 г. выручка РЖД от основной деятельности — 597,4 млрд руб., чистая прибыль — 8,8 млрд руб.

Бизнесмен-транспортник не исключает, что перемены в руководстве РЖД продолжатся. “В первую очередь стоит ждать отставки [первого вице-президента, курирующего производство Хасяна] Зябирова, который всегда играл на стороне Фадеева”, — отмечает он. А вот принципиальные изменения политика РЖД вряд ли претерпит, отмечает транспортник.

Владимир Иванович Якунин родился в 1948 году во Владимирской области.

В 1972 году окончил Ленинградский механический институт. Трудовую деятельность начал младшим научным сотрудником Государственного института прикладной химии. После окончания службы в Советской Армии работал инженером, старшим инженером управления Госкомитета Совета Министров СССР по внешнеэкономическим связям, начальником отдела Физико-технического института им. А. Иоффе АН СССР.

С 1985 по 1991 годы на дипломатической работе (второй, затем первый секретарь постоянного представительства СССР при ООН). Затем председатель совета директоров АОЗТ «Международный центр делового сотрудничества». Последняя должность перед переездом «питерца» в столицу – начальник Северо-Западной окружной инспекции главного контрольного управления президента РФ.

С октября 2000 года внедрен в правительство в ранге заместителя министрa транспорта.

В МПС появился в феврале 2002 года в качестве первого замминистра путей сообщения.

После реорганизации министерства с выделением из него ОАО РЖД, 24 октября 2003 года, совет директоров РЖД утвердил Якунина в должности первого вице-президента компании по экономике и корпоративному развитию, в частности, занимался финансами и стратегическим планированием.