По результатам первого квартала 2005 года консолидированная выручка МТС составила $1057 млн, что на 32% больше того же показателя в 2004 году ($802,7 млн). Чистая прибыль составила $232 млн, на 12% больше того же показателя в 2004 году ($207,8 млн). В то же время средняя ежемесячная выручка от продажи услуг в расчете на одного абонента (ARPU) составила $9,1, снизившись на 35,5% относительно того же показателя год назад – $14,1. На 6,1% снизился и средний ежемесячный трафик в расчете на одного абонента (MOU). В первом квартале 2005 года он составил 138 минут, а в первом квартале 2004 года равнялся 147 минутам.
Ухудшение ключевых показателей, таких как ARPU и MOU, аналитики посчитали закономерным. "В результате активного наращивания абонентской базы в конце 2004 года МТС набрала большое количество 'некачественных' абонентов,– считает Александр Казбеги из 'Ренессанс Капитал'.– В последний месяц прошлого года они набрали 70% квартального количества подключаемых абонентов. Однако абоненты получили бесплатные SIM-карты, использовали имеющиеся там деньги и больше не говорили, в то время как их номера были зарегистрированы в абонентской базе". Господин Казбеги добавляет, что на снижении трафика и доходов от одного абонента сказались и сезонные факторы – длинные январские праздники и короткий февраль.
Как сообщает "КоммерсантЪ", аналитики обратили внимание и на то, что опубликованные МТС результаты первого квартала оказались хуже самых негативных прогнозов, обещанных экспертами рынка. "Чистая прибыль МТС в первом квартале этого года оказалась на 12% ниже нашего прогноза,– говорит Александр Казбеги.– А наш прогноз, как оказалось, был довольно близок к усредненным ожиданиям рынка". Господина Казбеги поддерживает и Александр Канторович из ИГ "Атон": "В конце прошлого года МТС пыталась донести до аналитиков, что цифры по итогам первого квартала будут хуже прогнозов, и аналитики свои прогнозы снизили. Но результаты оказались хуже сниженных прогнозов. Этот факт негативно повлияет на поведение инвесторов и может снизить капитализацию МТС. Хотя в глобальном масштабе об ухудшении ситуации на сотовом рынке эти показатели не говорят – российский сотовый рынок еще далек от стагнации. Его рост будет продолжаться еще по крайней мере несколько лет, особенно в регионах".
В МТС согласны, что снижение ARPU вызвано промо-акциями ноября–декабря прошлого года. "Снижение показателя ARPU связано с самой сутью промо-акций, когда мы подключившимся абонентам под Новый год давали бесплатные 2005 секунд,– говорит директор по связям с общественностью МТС Павел Нефедов.– Это примерно $8, которые недополучила компания живыми деньгами с каждого абонента, купившего комплект в рамках промо-акции. Однако на снижение трафика повлияли сезонные факторы – впервые в январе было такое большое количество выходных. А в зимние выходные люди предпочитают больше сидеть дома и пользоваться фиксированной связью, а не сотовой".
Фондовый рынок вчера отреагировал на объявление
результатов МТС снижением котировок – на 20.30 по Москве акции компании
подешевели на 3,22%.