"Насчет Эстонии все уже было сообщено, - заявил накануне в Хельсинки на встрече с журналистами глава МИД России Сергей Лавров. - Повторю, что еще прошлой осенью российская сторона выступила с инициативой подписать уже давно готовые договоры о границе: один - о сухопутной границе, второй - о разграничении морских пространств, - и одновременно политическую декларацию об основах взаимоотношений России и Эстонии. Наши эстонские коллеги выразили готовность, но попросили подписать только договоры и не привязывать к ним никаких документов или прочих актов политического характера. Мы согласились и не стали настаивать на одновременном подписании и договоров, и политической декларации. Мы просто сняли декларацию с обсуждения. В свою очередь, мы спросили наших эстонских коллег, будет ли с их стороны какая-либо увязка этих договоров с чем-либо еще. Они сказали, что никаких увязок не будет и неоднократно подтверждали нам именно такую позицию. Однако впоследствии эстонский Парламент ратифицировал договоры в увязке как раз с политизированными документами, в которых история трактуется таким образом, чтобы иметь возможность предъявлять Российской Федерации территориальные, материальные и финансовые претензии.
То есть обещания выполнены не были, поэтому мы не считаем себя связанными этими договорами, которые мы подписали на основе четких заверений эстонских коллег об отсутствии у них каких-либо намерений с чем-то увязывать эти договоры, и инициируем процедуру, которая сняла бы с Российской Федерации через международно-правовые механизмы обязательства, вытекающие из нашей подписи под этими договорами. Иными словами, поскольку эстонская сторона не выполнила предварительно согласованные между нами условия, то мы отзываем свою подпись под этими договорами. Конечно же, ни о какой ратификации речи вообще не идет. Для того, чтобы все-таки урегулировать пограничные вопросы между Россией и Эстонией, надо будет заново начинать переговоры".
Вчера же на Смоленской площади послу Эстонии в Москве Карин Яани передали ноту «в связи с ситуацией, сложившейся вокруг пограничных договоров». О том, что МИД не будет рекомендовать президенту и правительству вносить подправленный эстонцами документ на ратификацию в Госдуму, министр Лавров предупреждал еще в минувшую среду.
Эстонский парламент проголосовал за пограничные соглашения с Россией 20 июня, обогатив преамбулу акта о ратификации ссылками на исторические документы. Там была упомянута эстонская декларация от 7 октября 1992 года "О восстановлении конституционного государственного строя". В ней говорится, что страна в 1940 году «стала жертвой агрессии со стороны Советского Союза». Депутаты напомнили, что Тартуский мирный договор с Советской Россией от 1920 года сохраняет силу - за исключением установленной им линии границы.
По
Тартускому договору к Эстонии отошла часть российских земель в Печорском районе
(Псковская область) и за рекой Нарвой (Ленинградская область). Лишь после второй
мировой войны эти территории вернулись к России.
Вчера глава МИД Эстонии Урмас Паэт заметил, что «в мире много внешнеполитических деятелей, в чьих интересах установить эстонско-российскую границу», откровенно намекнув Москве на возможные проблемы с НАТО и ЕС.
Пограничный договор между Россией с Латвией зашел в тупик при сходных обстоятельствах. В апреле Рига еще до подписания договора приняла к нему одностороннюю «разъяснительную декларацию», которую Москва расценила как претензии на Пыталовский район Псковской области, входивший в 1920--1940-е годы в состав Латвии. Тогда же некоторые латвийские юристы сетовали, что Рига поторопилась, хотя могла бы поступить хитрее: сперва подписать с Россией договор и лишь потом при ратификации в парламенте приложить декларацию, «объясняющую позицию Латвии в отношении уступки территории». Латыши были уверены, что Москва это проглотит: «Россия аннулировать свою подпись не сможет, учитывая нынешнее международное положение». Судя по всему, этот сценарий попытались разыграть в Таллине. Но Москва не проглотила.
В конце мая Владимир Путин жестко отверг возможность ведения переговоров со странами Балтии «на платформе каких-либо территориальных претензий». Коснувшись выдвигаемых латышскими националистами территориальных претензий, он эмоционально заявил: "Не Пыталовский район они получат, а от мертвого осла уши". Теперь «мертвые уши» в виде аннулированной подписи Москвы под договором получили еще и эстонцы.