Решать, в какие российские проекты пускать иностранцев, должны президент, премьер и силовики. Такой фильтр на пути инвестиций предлагает поставить Минпромэнерго. Сегодня это предложение обсудит правительство.
В послании Федеральному собранию Владимир Путин указал правительству и законодателям, что в России есть множество ограничений на иностранные инвестиции, мотивированных соображениями национальной безопасности. Эти ограничения никак юридически не оформлены, что, по мнению Путина, осложняет работу инвесторов. Президент попросил навести здесь порядок и законодательно ограничить влияние иностранного бизнеса в тех сферах, “где интересы укрепления независимости и безопасности […] диктуют необходимость преимущественного контроля со стороны национального […] капитала”.
Ответственным за выполнение поручения назначили Минпромэнерго и дали ему срок до 1 ноября. Во вторник это ведомство направило премьеру Михаилу Фрадкову свои предложения, пишут “Ведомости”.
Определенного ответа, какие отрасли надлежит закрыть для иностранцев, Минпромэнерго не дает. Подчиненные Виктора Христенко отмечают, что инвестпроекты, интересующие иностранцев, могут и не относиться к стратегическим, но все равно затрагивать интересы национальной безопасности. Оценивать, задевает ли проект национальный интерес, должен межведомственный орган, куда войдут представители Минобороны, ФСБ, Минэкономразвития, Минпромэнерго, ФАС и ФСФР. Этот орган будет рекомендовать правительству, а оно будет принимать финальное решение по согласованию с Советом безопасности, который возглавляет президент. Менять условия проекта можно с санкции президента или правительства.
Из текста письма не ясно, будут ли все проекты с иностранным участием проходить проверку, а в самом Минпромэнерго вчера отказались комментировать документ. Непонятно, когда мог бы заработать этот орган. А вот срок представления в Думу закона, где были бы прописаны критерии стратегической организации, чиновники просят отодвинуть с 1 ноября на II квартал 2006 г.
Формально для покупки более 20% любой российской компании достаточно было получить согласие антимонопольного ведомства. Но чиновник ФАС напоминает, что силовые ведомства активно обсуждали, разрешать ли немецкой Siemens покупку доли в “Силовых машинах”. Именно соображения безопасности стали причиной отказа.
Не все чиновники поддерживают идею Минпромэнерго. Крупные проекты нужно выносить сразу на суд Совбеза, а готовить решения по иностранным инвестициям должны ФСБ и разведка, считает источник, близкий к Совбезу. А замминистра экономического развития Андрей Шаронов думает, что, кто бы ни принимал решение, критерии отбора инвестпроектов должны быть четко определены в законе.
На последней встрече с Путиным капитаны крупнейших американских и немецких корпораций живо интересовались, куда же им разрешат вкладывать, а куда — нет. Они предпочли бы, чтобы ограничений для иностранцев на участие в гражданских проектах не было вообще. Как рассказал “Ведомостям” источник, близкий к консультативному совету по иностранным инвестициям, именно такое предложение совет направлял в Минпромэнерго. “Мы знакомы с этими идеями [Минпромэнерго], принципиально они не отличаются от процедур, которые прошла Alcoa при недавнем согласовании с государством приобретения предприятий в Самаре и Белой Калитве”, — говорит директор по корпоративным делам Alcoa Андрей Бадер. В январе Alcoa купила у “Русала” эти предприятия, но ей пришлось ждать одобрения сделки ФАС восемь месяцев.
Ограничения для иностранцев осложнят жизнь и российским компаниям, ведь продать свой бизнес им станет труднее. “Если всех иностранцев будут проверять, то все инвесторы разбегутся”, — прогнозирует Давид Якобашвили, президент “Вимм-Билль-Данна”, который полгода вел переговоры о продаже компании французской Danone. Стивен Дашевский из “Атона” считает, что любой нечетко очерченный порядок процедуры вносит субъективизм, а значит, и коррупцию. В то же время ограничения для иностранных инвесторов есть во всем мире, напоминает управляющий директор AG Capital Management Александр Агибалов. “Недавно китайская нефтекомпания CNOOC хотела купить американскую Unocal, но тут же начались расследования, и сделка может быть сорвана”, — говорит он.
В России действуют ограничения на инвестиции иностранцев в авиастроительные компании (не более 25% акций) и в “Газпром” (не более 20%). Более 500 АО, в том числе и “Транснефть”, отнесены к стратегическим, и иностранцы не могут владеть даже их привилегированными акциями.