С начала 2005 года в российской армии в результате преступлений, происшествий и несчастных случаев погибли 347 военнослужащих. Такие данные сегодня привел начальник Службы кадровой и воспитательной работы Минобороны России генерал армии Николай Панков.
Выступая на расширенном совещании Вооруженных сил по вопросам состояния воинской дисциплины и правопорядка в армии и на флоте, он сообщил, что основной причиной гибели военнослужащих является самоубийство.
Так, согласно приведенным генералом данным, с начала года зафиксирован 101 случай самоубийств. Кроме того, с января по май восемь военнослужащих были убиты в результате "дедовщины". Еще 88 человек погибли из-за нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. 39 военнослужащих погибли по причине преступных действий гражданских лиц. 83 военнослужащих погибли в результате несчастных случаев. Смерть 14 военнослужащих произошла по неосторожности, один человек погиб в результате нарушения правил обращения с оружием, остальные погибли по другим причинам.
Всего с начала года в Вооруженных силах России произошло более 6 тыс. преступлений и происшествий. 1 тыс. 457 преступлений совершено в мае 2005г., в апреле - 1 тыс. 796 преступлений. Кроме того, 10 военнослужащих погибли в Чечне в мае при исполнении служебных обязанностей. По официальным данным Минобороны, с января по март в Чечне погибли 28 военнослужащих вооруженных сил, пропавших без вести нет.
В то же время Николай Панков заметил, что количество преступлений и правонарушений в армии и на флоте за 6 месяцев этого года снизалось в два раза по сравнению с аналогичным периодом года минувшего. Вместе с тем он указал, что руководству МО не удалось полностью стабилизировать ситуацию.
"Имелись случаи хищения имущества, коррупции и растраты. При этом мы отмечаем, что большинство преступлений совершаются группами лиц по предварительному сговору", - сказал Н. Панков.
По словам начальника службы, наиболее сложная ситуация с уровнем преступности в армии отмечается в Сибирском, Северо-Кавказском, Ленинградском, Приволжско-Уральском округах, а также на Тихоокеанском и Черноморском флотах.
Генерал также сообщил, что руководство Минобороны отмечает рост числа преступлений по таким статьям, как самовольное оставление части, которое в последнее время носит групповой характер. Нередко причиной, побудившей к этому военнослужащих, являются неуставные взаимоотношения. Кроме того, отмечается рост рукоприкладства командиров по отношению к подчиненным. Сложная ситуация из года в год фиксируется в Северо-Кавказском, Дальневосточном и Приволжско-Уральском военных округах.
Среди преступлений, совершенных офицерами, наиболее часто регистрируются уклонения от воинской службы, хищения и злоупотребления должностными полномочиями.
По словам Н. Панкова, руководство министерства не может не тревожить тот факт, что в последнее время отмечается рост преступлений, совершенных военнослужащими-контрактниками. В связи с этим он отметил необходимость детального пересмотра системы отбора кандидатов для прохождения службы по контрактам, а также изменение системы обучения офицеров и сержантов для работы с данной категорией военнослужащих.
В работе расширенного совещания принимают участие представители Главной военной прокуратуры, представители культуры и искусства и правозащитных организаций. Ранее перед собравшимися выступал глава Минобороны страны Сергей Иванов. Он сообщил, что решение о проведении данного освещения было не случайным. Оно обусловлено чрезвычайной важностью и остротой проблемы, вынесенной на сегодняшнее обсуждение.
В частности, министр отметил, что за состоянием воинской дисциплины и правопорядка в войсках, безусловно, отвечают, прежде всего, руководство Минобороны, командиры и начальники всех степеней. "Мы не снимаем с себя ответственности за профилактику правонарушений, воспитания военнослужащих", - сказал С. Иванов.
При этом глава Минобороны подчеркнул, что воспитательное направление работы не является единственным. "Наряду с этим есть боевая подготовка, оснащение войск и масса других задач, выполнение которых в конечном итоге позволит говорить о соответствии армии своему предназначению", - добавил С. Иванов.
Он подчеркнул, что иногда "складывается впечатление что те, кто много рассуждают о состоянии дел в армии и об уровне преступности в войсках, либо забывают, либо не хотят понимать, что армия не исправительно-трудовое учреждение".
"Складывается такое ощущение, что к нам приходят служить сплошь высоконравственные и законопослушные граждане, которые, только переступив порог воинских частей, превращаются в казарменных хулиганов, любителей алкоголя и наркотиков", - добавил министр.
Говоря о преступности среди офицеров, С. Иванов отметил, что офицеры становятся такими из-за чего угодно, но только не потому, что офицерский корпус не изолированная целиком и полностью каста, а часть нашего общества, "в котором, к сожалению, еще немало тех, кто не считает зазорным стяжательство и стремление к обогащению любым путем".
По мнению министра, проблема укрепления воинской дисциплины не может быть решена только за счет мер, предпринимаемых усилиями военного ведомства. "Решение этой проблемы находится в прямой зависимости от того, насколько престижна служба в армии, насколько подростки подготовлены к службе и насколько успешно решаются проблемы законности и правопорядка в обществе в целом", - подытожил глава оборонного ведомства России.