Новости
Валовый региональный продукт в Челябинской области за полгода вырос на 7%
Экономика | Челябинская область

В Челябинской области подведены предварительные итоги социально-экономического развития в первом полугодии 2005 года. 

Как сообщили Накануне.RU в пресс-службе губернатора области, валовый региональный продукт увеличился на 7%, рост отмечен в обрабатывающем производстве – 104%, производстве транспортных средств и оборудования – 125%, производстве пищевых продуктов – 112%, производстве других неметаллических продуктов – 112%. Инвестиции в основной капитал выросли почти на 20% и составили около 30 млрд рублей. Прибыль предприятий за 5 месяцев увеличилась на 18% и составила почти 29 млрд рублей, по данным за январь-май 2005 года уровень экспорта вырос на 46%.

За пять месяцев среднемесячная заработная плата по всем отраслям экономики увеличилась на 22% и достигла 6,9 тысяч рублей, реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились на 16%, реальная заработная плата – на 9%, объем розничного товарооборота вырос на 27%, объем платных услуг – на 13%.

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума сократилась с 24,1% в четвертом квартале прошлого года до 17,9% в первом квартале текущего года. По предварительной оценке, во втором квартале уровень бедности не превысит 16-17%.

Министр экономического развития области Юрий Клепов отметил, что в области имеются нерешенные проблемы и, в связи с этим, можно выделить ряд ключевых задач.

Первая задача, которую поставил министр перед главами муниципалитетов, – удвоение валового регионального продукта. Рост ВВР с начала года обеспечен увеличением добавленной стоимости в строительстве, связи, транспорте, торговле, сфере услуг.

По итогам за январь-май 2005 года рост объемов промышленного производства отмечен в таких муниципальных образованиях, как Кусинский район (166%), Усть-Катав (165%), Чебаркуль (154%), Верхний Уфалей (130%), Катав-Ивановский район (125%), Южноуральск (114%), Карталинский район (112%), Каслинский район (111%), Кыштым (110%), Еманжелинский район (110%), Ашинский район (109%).

Однако, как было отмечено, в крупнейших городах наблюдается незначительный рост: в Копейске - 105%, Златоусте 103%, Челябинске - 102%, Магнитогорске - 101% и Миассе - 100%. А в ряде муниципальных образований произошло снижение объемов промышленного производства. Среди них - Коркинский район - 98%, Карабаш - 91%, Саткинский район - 87%, Пластовский район - 85%, Верхнеуральский район - 79%, Троицк - 70%. Наблюдается снижение физических объемов производства в металлургическом комплексе – 98,2%.

Рост продукции сельского хозяйства отмечен в Сосновском (115%), Пластовском (112%), Ашинском (109%), Аргаяшском (108%), Агаповском (107%), Кусинском (107%), Нязепетровском (105%) районах. Снижение выпуска продукции сельского хозяйства наблюдается в Октябрьском и Саткинском районах – 91%, Варненском – 90%, Увельском и Чесменском – 89%, Красноармейском и Уйском районах – 87%.

Объем поступлений в местные бюджеты увеличился в Южноуральске (160% к аналогичному периоду прошлого года), Верхнеуральском районе (153%), Верхнем Уфалее (153%), Чебаркуле (146%), Увельском районе (146%).

В отдельных муниципальных образованиях области отмечено снижение поступлений налоговых и неналоговых доходов в местный бюджет. Наибольшее снижение наблюдалось в Карабаше (56%), Кунашакском (57%) Аргаяшском (57%), Еманжелинском (74%), Еткульском (80%) муниципальных районах.

Следующая задача – полностью погасить до 1 июля просроченную задолженность по заработной плате. По области на 1 июля задолженность составила 241,8 млн рублей. Основной ее объем приходится на промышленность – более 120 млн рублей. Задолженность в сельском хозяйстве достигает 100 млн рублей, в жилищно-коммунальном хозяйстве – 7 млн рублей. Почти половина от всей задолженности приходится на четыре муниципальных образования: Челябинск (50 млн руб.), Магнитогорск (23 млн руб.), Златоуст (18 млн руб.) и Троицкий район (23 млн руб.). Общая сумма задолженности сократилась в 2,8 раза (с 445 млн рублей). Количество предприятий-должников сократилось на 293. Почти 90 тысяч работников получили свою заработную плату. Однако, как отметил Клепов, задача полной ликвидации задолженности по заработной плате еще не решена.

Третья задача, которая была поставлена в начале года, – ввести в 2005 году 1 млн кв. метров жилья. Для достижения этого показателя необходим рост в 26%.

По состоянию на 1 июля 2005 года в области введено в действие 225,6 тысяч квадратных метров жилья – на 14,4% больше, чем за соответствующий период 2004 года. Однако такой рост явно недостаточен.

Также возрос общий объем введенного жилья в Брединском, Нагайбакском и Красноармейском районах – более чем в два раза, в Кыштыме – в 1,8 раза, в Челябинске и Карталах – в 1,5 раза. Увеличен ввод жилой площади в Аргаяшском, Верхнеуральском, Еткульском, Кунашакском, Кусинском, Пластовском районах.

В некоторых муниципальных образованиях уровень ввода жилья по отношению к первому полугодию прошлого года низок. Так, в Уйском районе введено в эксплуатацию 78% от уровня первого полугодия прошлого года, Еманжелинском – 70%, Каслинском – 55%, Катав-Ивановском – 48%, в Южноуральске – 42%, Чебаркуле – 30%, Ашинском районе – 23%, Агаповском – 22%. Также невысокие показатели зафиксированы в Верхнем Уфалее, Златоусте, Магнитогорске, Коркино, Чебаркульском районе.

В расчете на тысячу человек населения ввод жилья за шесть месяцев составил 63,9 кв метра (в 2004 году – 201 кв метр). При этом самый высокий показатель в Сосновском районе (267 кв метров), второе место занимает Красноармейский район (154 кв метра), затем Чебаркульский (139 кв м), Чесменский (111 кв м), Варненский (107 кв м). В городах на тысячу жителей показатель ввода жилья за полугодие значительно ниже: Челябинск – 89 кв. метров, Миасс – 80, Троицк – 37, Магнитогорск – 33, Касли – 25, Катав-Ивановск – 21, Златоуст – 9,5, Усть-Катав – 7 кв. метров на тысячу человек населения.

Еще одна задача на 2005 год – завершение работы по созданию условий для вступления в действие Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления".

Известно, что местные бюджеты будут разделены на бюджеты городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений. Каждое из 274 городских и сельских поселений Челябинской области, образованных в соответствии с новым законодательством, должно в полном объеме участвовать в осуществлении бюджетного процесса, то есть формировать, утверждать и расходовать свой бюджет, а также контролировать его исполнение.

Последняя задача, поставленная перед главами правительства, – повышение эффективности использования бюджетных средств. С этой целью сейчас дорабатывается методика оценки эффективности использования бюджетных средств. Каждый орган исполнительной власти, все администрации муниципальных образований должны четко определить цели и задачи, утвердить показатели по их достижению, разработать планы мероприятий, определить необходимое финансирование из бюджетных и внебюджетных источников, подчеркнул министр.

Он отметил, что эффективность использования бюджетных средств будет тем выше, чем выше достижение плановых индикативных показателей при максимальной экономии бюджетных средств. При минимальном использовании бюджетных средств нужно достигать максимальных показателей социально-экономического развития и уровня жизни населения.

Марина Сирина