Последний министр путей сообщения Вадим Морозов может войти в команду нового президента РЖД. Его кандидатуру Владимир Якунин предлагает на должность своего первого заместителя. Окончательное решение должно быть принято Кремлем в ближайшее время.
Якунин возглавил “Российские железные дороги” в середине июня. Он тут же пообещал до 30 июня сократить правление монополии. Но сроков не выдержал. Не было проведено годовое собрание акционеров, совет директоров не был переизбран, а в старом составе он по закону собираться уже не может. Поэтому решение по кадровым перестановкам откладывается минимум до конца месяца. Но уже сейчас известно, говорят правительственные чиновники, что количество вице-президентов сократится с 14 до 7-8 человек. А их фамилии могут быть названы в понедельник, обещают в РЖД.
Якунин предложил стать своим первым заместителем Вадиму Морозову — руководителю НПФ “Благосостояние”, экс-министру путей сообщения. Сейчас эту должность занимает давний соратник экс-главы РЖД Геннадия Фадеева, первый вице-президент Хасян Зябиров, курирующий производство. Сразу после назначения Якунина он ушел в двухмесячный отпуск. Но вопрос о его отставке еще не решен, говорят сразу несколько сотрудников РЖД.
Как сообщают "Ведомости", вместе с Морозовым рассматривались еще кандидатуры вице-президента РЖД Сергея Козырева, начальника Западно-Сибирской железной дороги Александра Целько, начальника Московской железной дороги Владимира Старостенко и замминистра транспорта Александра Мишарина, рассказывают знакомые с ситуацией источники. Но Якунин предпочел им Морозова. Правда, для его назначения нужно получить одобрение Кремля. Вопрос застопорился из-за противостояния Якунина и премьер-министра, рассказывает правительственный чиновник. Еще до отставки Фадеева внесли в списки кандидатов нового совета директоров РЖД, теперь Якунин настаивает на его исключении. Премьер против и согласен на Морозова только в обмен на вхождение Фадеева в совет, рассказывает чиновник. Пресс-секретарь премьера Александр Жаров и представители РЖД от комментариев воздержались.
Морозову 51 год. Он коренной питерец. Кадровый железнодорожник, бывший начальник Октябрьской железной дороги. В 1997-1998 гг. работал в Законодательном собрании Ленобласти. В 1999 г. стал замминистра путей сообщения, а через год понижен до первого замначальника Московской железной дороги, которой тогда руководил Фадеев. В 2002 г. вернулся на должность замглавы МПС, а в 2003 г. — перед самой ликвидацией министерства — ненадолго его возглавил.
“Морозов прошел весь путь от стрелочника до начальника дороги”, — говорит бывший замминистра путей сообщения Эдуард Поддавашкин. А работавшие с ним в разные годы зам гендиректора компании “ЕвроСиб” Михаил Свердлов и бывший спикер Законодательного собрания Ленобласти Виталий Климов вспоминают, что отличительной чертой Морозова была способность быстро мобилизоваться. “Мне он запомнился как человек, способный моментально разрешить любую ситуацию”, — говорит Климов. “Человек-драйв”, — вторит ему Свердлов.
Участники рынка уверены, что в РЖД Морозов будет отвечать за производственные вопросы, но не исключают, что ему поручат и социальную политику. “На такие сложные дороги, как Октябрьская, где много подходов к портам, берут всегда лучших людей”, — говорит сотрудник одной из транспортных компаний. Хотя проблему сезонных пробок у портов — то, что так и не удалось Зябирову, — Морозов вряд ли решит, добавляет другой транспортник.