Новости
Холодная война возвращается. Только вместо СССР ядерные мускулы демонстрирует Китай
Политика

В конце прошлой недели китайские власти повергли мир в шок. Влиятельный генерал Чжу Чэнху заявил о возможности обмена ядерными ударами с США, если те вмешаются в потенциальный конфликт между Китаем и Тайванем. Впрочем, через день МИД Китая заявил, что генерал высказал лишь свое "личное мнение". Тем не менее от перепалки между Китаем и США все отчетливее веет духом "холодной войны".

После распада СССР бурно развивающийся Китай естественным образом претендует на звание "страны номер два". Ситуация усугубляется тем, что в ближайшие годы в Китае весьма вероятен подъем националистических великодержавных настроений. Однако это не значит, что отношения между США и Китаем будут повторять конфронтацию Америки и Советского Союза. Несмотря на все противоречия, Соединенные Штаты и Китай слишком нужны друг другу и слишком друг от друга зависят.

"Если США нанесет удар по территории Китая, если американские войска начнут высадку на китайской территории, я думаю, что Китай будет готов ответить на это ядерным ударом, – заявил в беседе с журналистами декан факультета оборонных исследований Университета национальной обороны Народной освободительной армии КНР (НОАК) генерал-майор Чжу Чэнху. – Мы, китайцы, готовы к тому, что в результате ответной атаки будут разрушены все города к востоку от Сианя, но и американцы должны быть готовы к тому, что сто или двести американских городов будут разрушены китайским оружием".

Впрочем, МИД Китая смягчил откровения генерала. "Я не знаю, о чем точно говорил генерал Чжу Чэнху, я увидел эти сообщения только в СМИ, но я хочу подчеркнуть, что это было личное мнение генерала, и оно не отражает официальную позицию КНР по этому вопросу", – сказал в пятницу помощник министра иностранных дел Китая Шэнь Гофан.

Впрочем, эксперты констатируют, что напряженность между США и Китаем нарастает. "Если почитать учебники китайских военных академий, то сразу становится ясно, кто считается их потенциальным противником, – сказал директор Центра международных исследований Института США и Канады (ИСК РАН) Анатолий Уткин. – Китай стал одной из первых держав, которая не пожелала быть частью колониальной империи [США]». В свою очередь Соединенные Штаты с полным основанием считают Китай следующим после Советского Союза претендентом на роль второго "центра силы".

Такое отношение США к Китаю не ново: когда администрация Джорджа Буша пришла к власти, в ней было мощное протайваньское лобби, и Китай со временем собирались объявить основным потенциальным противником США. Однако после известных событий 11 сентября врагом номер один стала Аль-Каида. США потребовалась помощь Китая в азиатском регионе, в том числе в Афганистане. Поэтому противостояние сошло на нет. В то же время в Китае происходили внутренние перемены, к власти пришло новое, молодое поколение политиков.

"Но сейчас оба эти фактора отошли на второй план. В Китае новая власть чувствует себя уже гораздо более уверенно, – отмечает Александр Пикаев. – А для США, хоть они и продолжают бороться с терроризмом, былая острота проблемы снята. Поэтому проблемы 4-5-летней давности снова выходят на поверхность".

В отношении Китая США озабочены целым рядом проблем: ростом экономической и военной мощи Поднебесной, зависимостью от Китая в решении северокорейской проблемы. Китай также является крупным потребителем нефти, что способствует росту цен на нее – а это в свою очередь бьет по американцам. Кроме того, США очень хотелось бы, чтобы ныне искусственно ослабленный и "привязанный" к доллару юань наконец вырос. Тогда китайский экспорт подорожал бы, а американский импорт – подешевел. Наконец, США не может не беспокоить вероятный в недалеком будущем рост великодержавных настроений в Китае.

"После коммунистической идеологии Китаю будет сложно сохранить единство страны иначе как при помощи националистической идеологии, – говорит Александр Пикаев. – Это будут постулаты о великом Китае, для которого наступило время потребовать свой кусок мирового пирога".

По мнению Анатолия Уткина, почва для такой идеологии в Китае довольно благодатна – особенно сейчас, когда реваншистские настроения подкрепляются растущей как на дрожжах экономикой. "У китайцев есть одна особенность – они прирожденные патриоты. Им не нужно объяснять, "почему березки хороши". Даже прожив триста лет за пределами Китая, китайские диаспоры остаются китайскими, – говорит г-н Уткин. – Да, сейчас у Китая всего 24 межконтинентальные баллистические ракеты, и он не готов к войне. Но Китай может догнать США уже через 15 лет и стать мировым технологическим центром. Кроме того, в Китае нет проблемы низкой рождаемости – в отличие от Запада".

Однако, по мнению экспертов, в ближайшие годы мир едва ли снова станет биполярным. В лучшем случае эту модель можно назвать "полутораполярной" – США и Китай слишком нужны друг от другу. Поэтому следовать сценарию "холодной войны" было бы весьма опрометчиво.

"Пока, как я думаю, будет иметь место нарастание словесных перепалок, – говорит Александр Пикаев. – Но до разрыва и конфронтации не дойдет: обе стороны заинтересованы в торговле". В отличие от СССР, у Китая с США нет ни жесткой конфронтации, ни "линии фронта", каковой была Европа, нет и серьезных идеологических противоречий, отмечает ученый. Наконец, до Олимпиады 2008 года в Пекине Китай не будет "показывать зубы" – ему нужно сохранять имидж миролюбивой страны. Кроме того, экономический потенциал Китая пока все же несравним с американским. Лишь в перспективе 15-20 лет Китай наберет достаточную мощь, чтобы войти в жесткое столкновение с серьезными интересами США. "Китай может занять очень важное место, а в перспективе претендовать на роль лидирующего государства, – говорит г-н Пикаев. – А пока место США занять сложно".