Новости
Единственным вузом УрФО с военной кафедрой останется УГТУ-УПИ
Общество | Свердловская область | Россия

Газета "КоммерсантЪ" публикует сегодня список 30 российских вузов, в которых предполагается сохранить военные кафедры, подготовленный Министерством обороны РФ. Единственным в УрФО вузом, которому удастся сохранить военную кафедру, оказался Уральский государственный технический университет (УГТУ-УПИ, Екатеринбург), готовящий офицеров по специальностям - военные разведчики, танкисты, инженеры, офицеры ПВО, специалисты радиационной, биологической и химической защиты.
 
Эксперты прогнозируют массовую миграцию абитуриентов в вузы, сохранившие такие кафедры. Однако даже наличие военной кафедры не убережет студентов от армейской службы – Минобороны планирует призвать всех выпускников гражданских вузов, получивших там офицерское звание, на службу сроком от трех до пяти лет.
 
Войну гражданским вузам, готовящим офицеров запаса, объявил лично министр обороны Сергей Иванов. В феврале 2005 года, выступая на пресс-конференции в Томске, он обвинил военные кафедры "в профанации военной подготовки" и взяточничестве при зачислении абитуриентов.
 
Уже в июне, в начале приемной кампании, план наступления на военные кафедры обнародовал начальник службы кадровой и воспитательной работы Минобороны Николай Панков. Он объявил, что военные кафедры сократят почти в восемь раз – из 229 действующих сейчас останется лишь 30.

Через месяц вузовским администрациям было разослано распоряжение Минобороны за подписью генерала Панкова, запрещающее вузам набор на военные кафедры с 15 июля 2005 года. В письме оговаривалось, правда, что нынешние студенты на них доучатся, получив офицерское звание. Список из 30 учебных заведений, которые не должна была затронуть военная реформа, Минобороны продолжало держать в тайне. "Нам не нужен преждевременный ажиотаж",– объяснил конспирацию генерал Панков. Так что вузовским администрациям приходилось только гадать, их пугают или грозят упразднением кафедр всерьез. Студенты же восприняли инициативу в штыки. К примеру, в минувшую субботу у здания Главного военного комиссариата Москвы молодежное крыло партии "Родина" провело пикет против ликвидации военных кафедр с плакатами: "Студент не пушечное мясо!", "Мы не хотим строить дачи генералам", "Иванов, а вы служили?".

Половину мест в списке Минобороны военные отдали наиболее рейтинговым московским и санкт-петербургским вузам (десять в Москве и пять – в Санкт-Петербурге). Еще 15 военных кафедр оставлено в регионах.

Объясняя критерии отбора, военные прежде не раз заявляли, что оставят лишь "эффективные кафедры с богатой инфраструктурой, традициями и грамотными военруками". "Военные кафедры сохранятся в стратегически важных федеральных университетах",– обещал Ъ помощник начальника главного управления кадров Минобороны Александр Астафьев. Однако обещание Минобороны сдержало лишь отчасти. Как и следовало ожидать, кафедры остались у МГУ, Финансовой академии, МГТУ имени Баумана, МГИМО, МАИ, МАДИ, МАТИ. Объяснить, почему при этом статус стратегического университета потерял, к примеру, МФТИ, военные не берутся.

Военные кафедры действительно уничтожены в тех вузах, где были одной из приманок для абитуриентов. Директора столичных школ не раз признавались, что в целях рекламы, например, Московского государственного технологического университета "Станкин" и Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА) вузовские администрации делегировали к школьникам преподавателей, которые прямо сообщали будущим абитуриентам, что их вуз с военной кафедрой – спасение от армии. Подобной репутацией до сих пор обладал и Московский государственный университет геодезии и картографии, который, однако, военную кафедру сохранил. В Минобороны на этот счет поясняют, что вуз обладает безупречной военной специальностью. Таковой же, по всей видимости, в Минобороны считают и военную специальность выпускников Московского областного государственного университета (бывший пединститут имени Крупской), не потерявшего право на воспитание офицеров (в вузе готовят преимущественно преподавателей НВП – этот предмет стал в школах обязательным).

Учитывая, что военные кафедры гражданских вузов выпускают сегодня 50 тыс. офицеров, а служить идет лишь 10 тыс. из них, военные, упразднив кафедры, получат существенную прибавку к призыву за счет высвободившихся льготников. Налицо и оптимизация бюджета военного ведомства. Деньги на содержание военных кафедр выделяет Минобороны. И содержание одной военной кафедры, по данным опрошенных  ректоров, составляет примерно 5% вузовского бюджета – от 70 млн руб.

Формально от лишних забот избавятся и вузы. Как признаются в университетских администрациях, помимо расходов на военные сборы (до 1 млн руб. в год) им приходится тратиться и на ежемесячные доплаты военрукам. "Не сможем же мы платить военным педагогам меньше, чем штатскому профильному преподавателю, а его зарплата составляет до $500",– пояснил руководитель одного из столичных вузов.

Однако ни один из вузов, оставшихся за пределами списка, не хочет добровольно отказываться от подготовки офицеров. "Это имиджевая структура,– объясняет важность военной кафедры ректор МФТИ Николай Кудрявцев.– Она означает, что вуз важен для страны. Что его выпускники востребованы в сфере государственной безопасности". Ректоры и военруки признаются, что военная кафедра остается одним из важных козырей привлечения абитуриентов не только для аутсайдеров, но и для ведущих университетов. "У нас две трети юношей проходят подготовку на военной кафедре. И в случае, если ее не станет, придется уговаривать студентов, вселять в них надежду на возвращение",– уверен проректор МАДИ Павел Поспелов. Главы приемных комиссий МГУ и ВШЭ, где на военных кафедрах обучается около 10% юношей, тоже рассказывают, что родители во время собеседований всякий раз задают вопрос, есть ли военная кафедра в вузе.

Эксперты высшей школы прогнозируют резкое увеличение конкурса в вузах, сохранивших право на подготовку офицеров. "Студенты, если их больше ничем не заманивали, просто переметнутся в сторону вуза с гарантированной военной кафедрой",– согласен с этим начальник военной кафедры МАДИ Владимир Бугаев. Проректор МГУ Владимир Миронов и вовсе считает, что миграция абитуриентов может принять глобальные масштабы.

Университеты уже предпринимают попытки отстоять свои военные кафедры. К примеру, Высшая школа экономики готовится к переговорам с Минобороны о том, чтобы сохранить кафедру, перепрофилировав ее "по необходимым армии специальностям". Это означает, что статус вуза с военной кафедрой важен для них и с учетом изменившейся ситуации с призывом: если сейчас около 70% выпускников военных кафедр не идут служить в вооруженные силы, то вскоре призывать станут их всех. Ведь по планам Минобороны студенты военных кафедр должны будут заключать контракт с военным ведомством на три-пять лет обязательной офицерской службы по окончании вуза. В то же время те, кто не пройдет обучение на военной кафедре, в соответствии с планами Минобороны будут призваны на срочную службу (то есть рядовыми) – всего на год.
 
Стремление вузовского руководства сохранить военные кафедры, таким образом, объясняется, скорее всего, тем, что ни они, ни студенты не верят, что выпускники военных кафедр в полном составе отправятся в войска. Ответственность за неисполнение контракта пока не определена, Минобороны обещает, что выучившийся на офицера выпускник, отказавшийся служить, должен будет вернуть государству деньги, потраченные на его обучение или стипендии.

"Сокращение кафедр может стать первым шагом Минобороны по уничтожению студенческих отсрочек,– считает проректор МГУ Владимир Миронов.– Они, вполне возможно, останутся лишь в тех вузах, где сохранятся военные кафедры (пока отсрочки действуют для всех студентов государственных вузов)". Тогда, по его словам, в эти 30 вузов хлынет основной поток абитуриентов, которые захотят получить отсрочку на пять лет учебы, а потом всеми правдами и неправдами уклоняться от службы.
Денис Куликов