Новости
Кавказ готовят к большой войне
Политика | Россия

Министр обороны России Сергей Иванов начинает сегодня инспекционную поездку в Северо-Кавказский военный округ. Цель поездки главы российского оборонного ведомства – проверка боеготовности расквартированных в регионе войск. В ходе инспекции министр посетит Новороссийскую военно-морскую базу, Буденновский вертолетный полк в Ставропольском крае, воинские части в Кабардино-Балкарской Республике и в Астрахани. Кроме того, глава Минобороны будет присутствовать на занятиях по управлению войсками фронта.

Как пишет RBC daily, в учениях примут участие главы всех тринадцати субъектов Южного федерального округа (ЮФО) и руководители федеральных структур, действующих в округе. По мнению экспертов, на Северном Кавказе складывается очень странная ситуация. Федеральные власти ведут подготовку к полномасштабным боевым действиям на всем российском Кавказе. При этом Москва не пытается решить кавказские противоречия мирным путем. Наоборот, складывается впечатление, что федералы намеренно пытаются спровоцировать новые межэтнические конфликты в регионе, играя в распасовку с западными спецслужбами. Итогом этой игры может стать отторжение Северного Кавказа от России.

Ситуация на Северном Кавказе, похоже, складывается наихудшим для России образом. Напряжение синхронно нарастает во всех северокавказских субъектах Федерации. Причем зачастую оно нагнетается совершенно искусственно – действиями или же, наоборот, бездействием федеральных властей. Единственное, чем в реальности занимаются власти, так это подготовкой к войне. Чтобы убедиться в этом, достаточно даже беглого анализа того, что происходит в Северокавказском регионе (СКР). Кровавый межэтнический конфликт может разгореться в Краснодарском крае – одном из самых экономически успешных на Северном Кавказе. В крае параллельно идут два процесса. С одной стороны, с санкции высшей федеральной власти реализуются программы по возрождению казачества и превращению казаков в полноценные военные формирования. С другой – нарастает внутренняя напряженность между местными русскими, армянской диаспорой и турками-месхетинцами. При этом воссоздаваемые казачьи структуры для мирного разрешения противоречий и поиска приемлемых решений не используются.

Традиционно казаки на Кавказе были «своими» как для русских, так и для нерусских народов и привлекали в свои ряды людей разных национальностей. Более того, казачьи семьи роднились с семьями тех же горцев. Сейчас же казаки создаются как исключительно военное русское формирование. В итоге этнические проблемы в Краснодарском крае только усугубляются. Те, кто защищает этнические меньшинства, по сути приравнивают казаков к скинхедам, преступления против русских, связанные с активностью диаспор, рассматриваются исключительно в контексте "уголовного преследования", что не решает проблем. В итоге казаки, вопреки историческим традициям, фактически становятся силой радикального антикавказского национализма – "для войны" и зачистки нерусского населения.

Тревожная ситуация складывается и в Ставропольском крае. Ставропольский край – самый уязвимый с военной точки зрения русский регион Кавказа, находящийся в непосредственной близости от нестабильных и потенциально нестабильных районов – Чечни, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии. Основная военная инфраструктура сдвинута к Ростову, Ингушетии и Моздокскому району Северной Осетии. "Для того чтобы обезопасить республику, необходимо сделать ее мотором экономического роста для той же Карачаево-Черкесской Республики (КЧР) и Кабардино-Балкарской Республики (КБР), где пока нет войны и можно ее избежать. Вместо этого все, что делают федеральные власти, – это готовят Ставрополье к войне. Там фактически оборудуется граница, сверяются мобилизационные планы, налаживается взаимодействие казачьих и сельских отрядов самообороны с госструктурами", – сказал руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин.

Постепенная дестабилизация обстановки идет и в прежде спокойных Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии. В КЧР собираются воссоздавать Абазинский район, вновь поднимая на повестку дня чувствительную для региона национальную тему. "В Кабардино-Балкарии идет раскачка со стороны британских спецслужб, которые традиционно работают через радикальные исламские структуры, так называемые джамааты. При этом федеральные силы проводят в республике операции, которые можно расценить как направленные против мусульман в целом. Понятно, что это отталкивает от России некогда лояльное центру население", – сказал бывший сотрудник одной из российских спецслужб. Боле того, в республике растет криминальный беспредел. Даже местные жители не рискуют ездить ночью по дорогам Кабардино-Балкарии. Колонны гражданских машин передвигаются по федеральным трассам в сопровождении милицейских автомобилей.

"Осетины чувствуют, что федеральный центр нечестен по отношению к ним и выдает искаженную информацию по поводу терактов в Беслане. Местная осетинская парламентская комиссия, которая расследует бесланскую трагедию, обнаружила множество натяжек и нестыковок в официальной версии. Осетины воспринимают это как плевок в душу", – сказала политолог Яна Амелина. Кроме того, по ее словам, "совершенно на пустом месте поднят вопрос о возвращении в Пригородный район ингушских беженцев".

Схожего мнения придерживается и г-н Собянин. "Никто не говорит, что права та или иная сторона, осетины или ингуши. Просто в нынешней ситуации будоражить вопрос, который легко можно было отложить, – значит играть с огнем и фактически искусственно провоцировать войну между народами. Этого в Москве не могут не понимать", – говорит Александр Собянин.

Ситуация в станице Бороздиновской (расположена в Чечне, но там живут дагестанцы) – чистейшей воды провокация. "Как только это случилось, еще до расследования указали след – якобы налет совершило подразделение ГРУ "Восток", которым руководят братья Ямадаевы из Гудермеса. Ямадаевы – единственная 100%-ная опора России в Чечне, самая пророссийски настроенная сила. Именно поэтому в весьма мутном налете обвинили и продолжают обвинять именно ребят Ямадаева. Таким образом убивают двух зайцев – вновь разжигают войну в Чечне и накаляют ситуацию в Дагестане", – сказал бывший сотрудник одной из российских спецслужб. По словам г-на Собянина, "Дагестан невозможно раскачать, исключительно провоцируя внутренние межэтнические разборки, в республике выработаны неформальные механизмы улаживания отношений. Внешний фактор войны с теми же чеченцами легко взорвет ситуацию", – считает Александр Собянин.

В итоге на Северном Кавказе складывается странная ситуация. Москва не занимается реальным улаживанием ни одного конфликта. Вместо этого действия федеральных властей косвенно или напрямую способствуют обострению обстановки. Единственное, что последовательно центр делает в регионе, так это готовит армию к реальным боевым действиям. "В случае начала полномасштабной войны западные державы, прежде всего США и Великобритания, не преминут воспользоваться ситуацией для ввода миротворческих сил, которые будут размещены по обе стороны Большого Кавказского хребта. В результате Кавказ де-факто будет отторгнут от России. Вашингтон же получит полностью независимые от Москвы и безопасные широтные маршруты транспортировки энергоресурсов из Каспийско-Среднеазиатского региона", – говорит г-н Собянин.