Екатеринбургские торговые сети предложили местным производителям продовольственных товаров и алкогольной продукции отказаться от сотрудничества с "Пятерочкой" (Санкт-Петербург), "Ашаном" (Франция) и "Metro Cash&Carry" (Германия) взамен на увеличение поставок продуктов питания в их магазины.
Ряд предприятий уже дали свое согласие и готовятся заключить с ритейлерами соответствующее соглашение. Питерцы и европейские компании называют такие методы борьбы нечестной конкуренцией и говорят, что будут вынуждены работать с поставщиками из других регионов. А это поставит их в невыгодное положение по сравнению с региональными конкурентами.
Крупные российские торговые сети, в частности, "Перекресток", "Седьмой континент" неоднократно говорили о своем желании освоить местный рынок, однако из-за серьезного сопротивления местных игроков так и не смогли на него зайти. Первопроходцем стала торговая сеть "Пятерочка", пришедшая в Екатеринбург в мае 2003 года. Питерцы сразу встретили серьезное сопротивление со стороны местных конкурентов. Региональные торговые поставщики не без участия ритейлеров отказались сотрудничать с сетью.
В минувшую среду в Екатеринбурге состоялось совещание руководителей торговых сетей "Кировский", "Купец", "Звездный" и "Монетка" с производителями пищевой и алкогольной продукции. На нем обсуждался вопрос сотрудничества ритейлеров с пищевиками.
Как пояснил исполнительный директор некоммерческого партнерства "Уралпищепром" Иван Колодяжный, местным производителям сложно договориться с региональными торговыми сетями о бесперебойных поставках в необходимых количествах, так как ритейлеры зачастую предпочитают покупать более дешевую продукцию у компаний из других регионов.
"Мы предложили сетевикам заключить рамочное соглашение о сотрудничестве, согласно которому продукция местных производителей будет регулярно поступать в их магазины", - рассказал Иван Колодяжный.
Ритейлеры согласились, но при условии, что пищевики откажутся от сотрудничества с питерской компанией "Пятерочка", "Ашан" и "Metro Cash&Carry".
"Мы готовы пойти навстречу сетевикам", - заявил Колодяжный. Его слова подтвердил генеральный директор "Хороший вкус" Сергей Емельянов: "Местные сети переживают, что потеряют рынок сбыта, а мы заинтересованы в увеличении поставок своей продукции, потому готовы отказаться от партнерских отношений с экспантами".
Что интересно ни один из руководителей торговых сетей не подтвердил наличие подобных договоренностей, пишет "Коммерсант-Урал". Так, владелец ТС "Купец" Олег Хабибуллин заявил, что впервые слышит о готовящемся соглашении с пищевиками.
Отрицает это и генеральный директор ТС "Монетка" Роман Заболотный. Правда, при этом он отметил, что европейцы и "Пятерочка" имеют постоянных федеральных поставщиков и не пострадают, если местные производители откажутся с ними сотрудничать.
Экспанты назвали подобные методы борьбы недобросовестной конкуренцией. Начальник дирекции сопровождения концессионных сбытовых сетей магазинов "Пятерочка" в регионах РФ Сергей Ледяев указал, что бойкот местных производителей приведет к возможному увеличению отпускных цен в фирменных магазинах.
"Мы будем вынуждены закупать продукты питания у поставщиков из других регионов, что повлечет за собой дополнительные транспортные издержки", - заявил он. При этом Ледяев подчеркнул, что местные производители также пострадают, отказавшись от сотрудничества с ними, так как через "Пятерочка" они могли выйти на рынки других регионов.
А в "Metro" отметили, что региональным ритейлерам не стоит бояться конкуренции: потребительский рынок Екатеринбурга находится в начальной стадии развития и далек от насыщения. Поэтому в Metro не верят в серьезность намерений региональных ритейлеров и поставщиков продуктов питания.
Тем более, что, по словам руководителя отдела правительственных и
общественных связей ООО "Metro Cash & Carry" Инны Вожик, со многими
региональными производителями не только проведены переговоры, но и заключены
контракты на поставку продуктов.