Новости
ММК поспорит с "Вимм-Билль-Данном" за порт на Азовском море
Экономика | Россия

Порты стали настолько дефицитным активом в России, что небольшой Ейский порт на Азовском море может стать ареной борьбы Магнитогорского металлургического комбината и совладельцев “Вимм-Билль-Данна” Давида Якобашвили и Гавриила Юшваева. Они собираются принять участие в приватизации контрольного пакета акций порта.

Крупнейшие порты страны уже год как разобраны металлургами. НЛМК контролирует порты в Туапсе и Санкт-Петербурге, “Евразхолдинг” — Находкинский порт, “Мечел” — Посьет. Лишь Новороссийский порт контролирует альянс “УралСиба” с Инвестсбербанком, а Восточный — “Кузбассразрезуголь”. Без портов осталась только “Северсталь-групп”. Но пока такие покупки компания не планирует, говорит ее представитель. Магнитка владеет 26% акций Владивостокского торгового порта, крупнейшего в регионе. Но около половины своего металла ММК экспортирует через южный регион, пишет газета "Ведомости".

Вчера стало известно, что Магнитка решилась купить порт на юге страны. Как рассказали в пресс-службе компании, ММК будет участвовать в аукционе по продаже 51% акций Ейского портового элеватора. Это совсем небольшой терминал с грузооборотом 276 300 т в 2004 г., причем не единственный, переваливающий зерно и масличные в Ейском порту. Выручка элеватора в прошлом году — 71,5 млн руб., чистая прибыль — 14,6 млн руб. Аукцион назначен на 2 ноября, заявки принимаются до 31 октября. А начальная цена — 133,5 млн руб. ($4,7 млн), говорится в сообщении РФФИ.

Элеватор понадобился Магнитке не для того, чтобы переваливать зерно, полагает гендиректор “Разгуляй-УКРРОСа” Алексей Иванов. “Для нас важен юг, поэтому мы участвуем в этом конкурсе для усиления своих позиций”, — подтверждает представитель ММК Елена Азовцева. Сейчас, по ее словам, на южные порты приходится до 50% экспорта компании. Около 2 млн т грузов в год ММК переваливает через Новороссийский порт. Еще около 1 млн т — через Азовский порт, который контролируется его менеджментом. ММК интересовался возможностью купить этот порт, но ему не удалось договориться с его владельцами, рассказал источник, близкий к тем переговорам. Поэтому компания и нацелилась на Ейск, объясняет собеседник. Азовцева комментировать это отказалась.

Покупка элеватора — не самый разумный выход для Магнитки, считает Иванов. По его мнению, ей было бы проще построить новый терминал. “В Азово-Донском бассейне можно найти минимум пять точек, в которых проще и дешевле построить новый терминал для металла, — говорит Иванов. — Ейский же элеватор не предназначен для этого: там нет ни кранов, ни оборудования, только перегрузочная галерея”.

Зато вместе с контрольным пакетом “Ейского элеватора” Магнитка получит 12,7% акций расположенного по соседству крупнейшего стивидора этого порта — “Ейского морского порта”.

Впрочем, ММК придется побороться за этот актив. Его главным соперником на аукционе станут Давид Якобашвили и Гавриил Юшваев, которым принадлежит 48% акций элеватора. В середине прошлого года два совладельца “Вимм-Билль-Данна” начали строить на Кубани агропромышленную империю. Кроме сельхозпредприятий в нее входят Азовская судоремонтная компания, “Ейский портовый элеватор” и 15% акций “Ейского морского порта”. Якобашвили вчера заявил, что “скорее всего будет участвовать в конкурсе за госпакет”. Впрочем, у него нет задачи любой ценой сохранить за собой “Ейский порт”, и, если ММК бросит все силы на приобретение госпакета, биться до последнего с ним Якобашвили не собирается. “Это не Куликовская битва. Все будет зависеть от цены. Если они готовы заплатить за него сотни миллионов рублей, пожалуйста, государство только выиграет”, — замечает Якобашвили.

ММК за 2004 г. получил $4,8 млрд выручки и $1,2 млрд чистой прибыли по МСФО. На рынке основным владельцем комбината считается председатель совета директоров комбината Виктор Рашников. Его состояние журнал Forbes оценил в $3,6 млрд. Юшваев на 30 сентября 2004 г. владел 16,57% акций ВБД, Якобашвили – 7,76%. Состояние Юшваева Forbes оценил в $400 млн, Якобашвили – в $330 млн. Ейский морской порт в январе – июле перевалил около 1,4 млн т грузов, или 0,6% общероссийских объемов.