Накануне Госдума приняла концепцию бюджета на 2006 год. В ходе обсуждения проекта представителям правительства пришлось отражать атаки не только оппозиционных депутатов, но и лояльных властям единороссов, а также оправдываться перед Счетной палатой. Впрочем, само голосование, как всегда, прошло гладко.
Госдума приняла проект федерального бюджета на 2006 год в первом чтении. В случае с проектом бюджета на 2006 год принятие проекта в первом чтении, когда одобряется концепция в целом, было решающим этапом.
Одобрение бюджета в первом чтении означает, что Госдума согласилась на предложенную правительством конфигурацию стабилизационного фонда, на формирование инвестиционного фонда, а также приняла запланированный правительством общий объем доходов и расходов, пишет Газета.Ru.
Накануне на заседании Госдумы РФ Министр финансов Алексей Кудрин постарался убедить депутатов в том, что они приняли правильное решение, не отклонив проект бюджета-2006. Выступление его было эмоциональным. Министр сообщил, что такие страны, как Алжир, Кувейт и Индонезия, тоже верстали свои бюджеты на 2006 год исходя из невысокой цены на нефть – $35 за баррель. А чтобы наконец до депутатов дошло, почему нельзя тратить деньги из стабфонда, министр прибег к простейшим примерам.
По его словам выходило, что расходовать стабфонд на модернизацию и расширение отечественного производства – это то же самое, что попросить Центробанк «напечатать деньги и потом купить на них станки».
Тонкости экономической теории не нашли отклика в депутатских душах. "Как можно сравнивать деньги от экспорта добытой российскими компаниями нефти с напечатанными?" – недоумевал единоросс Павел Воронин. Другой единоросс Андрей Кнорр поинтресовался, почему российское правительство вкладывает деньги стабфонда в иностранные бумаги всего под 3–4%, а не следует примеру Норвегии, которая размещает средства своего фонда будущего поколения в акции ликвидных компаний, в том числе и национальных, под 9% и большую часть дохода от них пускает на социальные нужды.
Избранный правительством способ хранения денег стабфонда не находит понимания и у Счетной палаты России. Глава СП Сергей Степашин, представивший заключение палаты на проект бюджета, указал, что вопрос об эффективности вложения средств стабфонда в бумаги иностранных государств вызывает сомнения «с точки зрения их обесценивания в процессе хранения». По его мнению, средства стабфонда можно вкладывать и в бумаги крупных отечественных компаний – "не обязательно нефтяных".
Наиболее последовательную критику правительственного проекта высказали единороссы. Владимир Морозов раскритиковал правительство за плохое планирование доходжной и расходной части бюджета: "То ли вы не умеете считать, то ли хотите нас ввести в заблуждение". Он указал на такие "узкие места бюджета", как недофинансирование регионов и недостаточность социальных расходов: "Многие реальные полномочия по социальным обязательствам, которые передаются бюджетам регионов, остаются необеспеченными". Несмотря на это, решение "Единой России" поддержать бюджет было непоколебимым.
"Это брак по принуждению, – прокомментировал решение Владимир Жириновский. – Ни один депутат в Госдуме сейчас не встанет и не скажет, что он любит правительство. У вас есть этот 331 голос, но ни один из них не добровольный".