В течение десяти ближайших лет российский автомобильный рынок станет в мире одним из самых динамичных в плане роста. К такому выводу пришли немецкие маркетологи в своем исследовании "Будущее автомобильной промышленности в России", которое подготовили совместно мюнхенская компания Roland Berger Strategy Consultants, Восточный комитет германской экономики и Союз автомобильной индустрии Германии.
Согласно данным исследования, которые приводит издание "Время новостей", количество новых автомобилей в России до 2014 года будет ежегодно возрастать на 6%. При этом импорт новых автомобилей в Россию увеличится до 700 тыс. с 300 тыс. в 2004 году, а собранных в России иномарок - до 800 тыс. со 100 тыс. за тот же период. Эти тенденции уже сейчас являются причиной того, что 43% иностранных поставщиков комплектующих деталей и узлов для автомобилей планируют расширить свое присутствие в России.
Детальное исследование реальных перспектив автоиндустрии в России адресовано в первую очередь уже действующим, а также потенциальным зарубежным инвесторам. В первом квартале 2005 года были проведены опросы среди 55 зарубежных и российских автопроизводителей и поставщиков, а также среди ответственных за принятие решений российских политиков.
В беседе с корреспондентом "Времени новостей" один из руководителей группы специалистов из Roland Berger Strategy Consultants Юрген Реерс особо подчеркнул, что автомобильная индустрия может играть центральную роль в дальнейшем развитии народного хозяйства России. Ведь речь в данном случае идет о высококомплексной индустрии с производством продукции в различных секторах экономики - от производства сырья, переработки, сборки компонентов и т.п. до конечной сборки.
Кроме того, говорит он, и для обеспечения жизненного цикла автомобиля необходимы сервис, ремонт, оказание финансовых услуг по кредитованию покупки автомобиля и т.д. "Поэтому автопромышленность оказывает внушительный синергетический эффект на все народное хозяйство, - сказал Юрген Реерс. - В этом не в последнюю очередь причина того, что, например, в Германии каждое седьмое рабочее место зависит от автомобильной индустрии".
Между тем отечественные эксперты менее оптимистичны. Они утверждают, что в настоящее время российский автопром переживает глубочайший кризис. По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), в первом полугодии 2005 г. практически все производители отечественных легковых автомобилей выпустили продукции меньше, чем в первом полугодии 2004 г. Общее снижение производства составило 6,5% и, по прогнозам экспертов, будет падать дальше.
Основными причинами снижения выпуска машин стали простои российских автозаводов в январе и экспансия иномарок, главным образом импортных. Дело в том, что спрос в нашей стране слишком быстро сдвигается в сторону автомобилей иностранных марок, и предпосылок для наращивания производства у отечественных автозаводов почти нет. Вместе с тем понятно, что резко производство российских машин не упадет. Разница в цене между российскими и иностранными автомобилями станет тем фактором, который не даст нашему автопрому умереть.
В этой ситуации Министерство промышленности и энергетики РФ утвердило план мероприятий по реализации поддержанной правительством концепции развития отечественного автопрома на ближайшие три года. Задача фантастическая – вывести сделанные в России машины на мировой рынок. Правда, речь пойдет, скорее, о произведенных на наших заводах иномарках. Власти решили, с одной стороны, пошире открыть двери для иностранных производителей, с другой – простимулировать своих. Одной из самых главных составляющих нового плана станет снижение ввозных пошлин на иностранные комплектующие, сообщает РБК.