Новости
Сумин предложил главам "регионов-метростроевцев" объединиться в борьбе за бюджетные деньги
Политика | Челябинская область

Челябинский губернатор Петр Сумин решил объединитьcя с главами тех регионов, где строится метро. Накануне он предложил коллегам - губернаторам Омской, Новосибирской и Свердловской областей - устроить массированную атаку на федеральное руководство, чтобы доказать необходимость финансирования строительства метрополитенов в регионах по формуле "50 на 50".

В настоящее время линии метрополитенов действуют в шести городах: Екатеринбурге, Москве, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре, Санкт-Петербурге, в пяти городах (Казани, Красноярске, Омске, Уфе, Челябинске) метро строится. В Волгограде действует линия скоростного трамвая, подземная строительная часть которого осуществляется по нормам метрополитена. Доля метрополитенов в общем объеме перевозок на всех видах городского пассажирского транспорта составляет в Москве - 46,6%, в Санкт-Петербурге – 30,8%, в Новосибирске – 15,8%, в Самаре – 9%, в Екатеринбурге – 6,9%, в Нижнем Новгороде – 6,0%. На Самарском и Екатеринбургском метрополитенах в аварийном и предаварийном состоянии находится 56% и 49% путей соответственно. На петербургском метрополитене 19% подземных выработок – в аварийном или предаварийном состоянии.

Главам тех регионов, где ведется строительство метро, губернатор Челябинской области Петр Сумин предложил подписать письмо к председателю правительства Михаилу Фрадкову, министру транспорта Игорю Левитину, председателю Госдумы Борису Грызлову и председателю Совета Федерации Сергею Миронову. Петр Сумин настаивает на разделении финансовой нагрузки строительства метрополитенов пополам с федеральным бюджетом. Сейчас доля федерального финансирования челябинского метро сократилась до 20%. Такая же ситуация – в большинстве других регионов. За исключением Казани – там за строительство метрополитена полностью заплатил федеральный центр, пишет "РБК".

По подсчетам администрации Челябинской области, для завершения строительства первой очереди метро необходимо порядка 15,2 млрд рублей. Областной бюджет такую сумму не потянет: в строительство метрополитена в 2005 году из областного бюджета было перечислено около 300 млн рублей. А для завершения строительства первой очереди метро до 2010 года необходимо ежегодно осваивать на порядок больше: около 3 млрд рублей. В Челябинске в конце сентября был даже разработан комплекс мер, позволяющих снизить стоимость этого проекта на 1 млрд рублей, в частности, решено заменить чугунную отделку тоннелей на железобетонную, которая в пять раз дешевле.

Та же ситуация в Екатеринбурге: на строительство метрополитена выделяется в год из федерального и областного бюджетов около 250 млн рублей, а для того, чтобы строительство подземки не останавливалось, требуется не менее миллиарда рублей в год.

Как сообщили RBC daily в пресс-службе Совета Федерации, в начале октября председатель СФ Сергей Миронов намерен провести совещание по вопросам перспективы развития петербургского метрополитена. "Спикер СФ неоднократно заявлял, что финансирование строительства всех метрополитенов в России осуществляется по следующей схеме: 20% средств выделяется из федерального бюджета, 80% должны изыскивать сами регионы", – напомнили в СФ.

По мнению главы верхней палаты российского парламента, существовавший в 90-х годах принцип, в соответствии с которым нагрузка ложилась поровну на федеральный и региональный бюджет, был "более правильным". Понятно, что даже Москве трудно изыскать 80% средств на развитие подземки, а бюджет других российских регионов, где действует или сооружается метро, не в состоянии выдержать такие расходы, уверены в Совете Федерации.

Представитель в Совете Федерации от правительства Москвы Олег Толкачев также считает вопрос финансирования метростроения одним из приоритетных. "По этому году для выполнения защищенной, минимизированной программы метростроения не хватает 3 млрд рублей, – заявил Олег Толкачев. – Всего на эти задачи требуется около 9 млрд рублей в год, а реально Московский метрополитен на строительство получает около 4 млрд рублей от московского бюджета и около 1 млрд рублей – от федерального". По словам московского сенатора, столица уже в нынешнем году пытается добиться от федерального центра паритета в этих расходах – речь идет о возможности выделения на 2006 год дополнительных 3 млрд рублей.

Впрочем, и эта сумма не спасет столичный метрополитен "Беда в том, что в следующие два года потребуется раза в полтора больше, – сетует Олег Толкачев. – На очереди станции, которые надо сдавать. А подземное строительство имеет такую особенность, что дешевле закончить объект, чем его законсервировать".

Один из выходов представитель московских интересов в Совете Федерации видит в возможности использования средств инвестиционного фонда, создание которого предусмотрено в бюджете 2006 года. Москва собирается предложить на конкурс инвестиционных программ проект поддержки метростроения. Однако, по мнению экспертов, такой путь, хотя и является одним из возможных, может быть полезным только Москве. Для других регионов он не годится. "Объем фонда невелик, поэтому может возникнуть ситуация конкурирующих заявок, и тогда решение по принципу "этому дать, а этому не дать" будет мотивировано не какими-то логическими соображениями, а субъективными", – сказал эксперт Института социальных систем МГУ Дмитрий Бадовский.

Единственной альтернативой средствам инвестфонда является государственный бюджет. "Видимо, возможен торг с Минфином", – полагает г-н Бадовский. Губернаторам "метрорегионов" может помочь то, что проблема была озвучена на высоком политическом уровне Сергеем Мироновым. "Когда появляется политический флаг, это производит эффект катализатора и активизирует процесс", – считает эксперт ИСС. По его мнению, губернаторов могут услышать в Госсовете, но для этого надо хотя бы обсудить там вопрос строительства метро. На последнем заседании Госсовета в Казани речь как раз шла о том, что этот орган должен рассматривать вопросы, связанные с бюджетной политикой и экономическим и инвестиционным развитием регионов.