Сейчас у каждого угонщика есть шанс на спасение. Даже если поймают на месте преступления, всегда можно сказать, что взял автомобиль просто покататься, и брал его не насовсем, а тем более не перепродавать. Такое правонарушение квалифицируется как "кража" , и наказание за нее – сущие пустяки по сравнению с тяжестью преступления.
Государственная Дума готовит поправки в Уголовный Кодекс (УК) с целью уточнить понятие "кража автомобиля". Уже с конца года ворам не удастся "просто прокатиться" на угоняемой ими машине. А вместо былых административных выплат их ожидают места не столь отдаленные, пишет Autonews.ru.
По словам президента Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и главы подкомитета по страховому законодательству банковского комитета Госдумы Александра Коваля, необходимость готовящихся его коллегами поправок вызвана тем, что в действующем УК под понятие "кража автомобиля" не подпадает несанкционированное проникновение в транспортное средство с целью использования его для прогулки. В этой связи, при выяснении обстоятельств кражи следователи сталкиваются с определенными затруднениями.
На сегодняшний день под хищением в ст. 158 УК РФ понимаются "совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества". При этом, согласно комментариям к этой статье, объективные признаки хищения выражаются в изъятии чужого имущества для последующего обращения его в пользу виновного или других лиц. Изъятие же имущества, право обладания которым не может быть доказано владельцем (читай — угонщиком) на месте пресечения, не является хищением. Оно может повлечь за собой ответственность за иные преступления, например за самоуправство (ст. 330 УК).
Как пояснил A.Коваль, суть нынешних поправок сводится к тому, чтобы прировнять к краже как само покушение на хищение автомобиля, так и незаконное в него проникновение. "Если преступник просто сел в машину "полюбоваться ее интерьером" или "просто прокатиться", правоохранительные органы связаны по рукам и ногам в вопросе установления его вины. Хотя понятно, что угонщик завладел авто с корыстной целью", — сетует глава ВСС. В ближайшее время подготовленные поправки будут представлены экспертам по уголовному праву, а уже до конца октября, как ожидает А.Коваль, — в первое чтение. По данным депутата, средний ежегодный рост количества угонов по стране составляет 16%. По итогам 2004 года, в РФ остались не найденными 84 тыс. транспортных средств из числящихся в угоне. Такие темпы приводят к тому, что страховщики либо попросту отказываются страховать наиболее угоняемые автомобили, либо повышают тарифы на их страховку.
Напомним, за первые шесть месяцев текущего года лишь в списке разыскиваемых милицией в столичном регионе оказалось 6 149 автомобилей, мотоциклов и прочей техники. Как сообщили в Департаменте уголовного розыска МВД России, хотя в большинстве случаев речь идет именно об угнанных авто, инкриминировать угонщику уголовное преступление бывает непросто. Между тем, страховщики, исходя из своей статистики угонов, вспоминают ситуацию с угонами 1-2-летней давности, когда пользующиеся особым спросом у угонщиков Chevrolet Niva и BMW X5 некоторые попросту отказывались страховать. А на немцев Volkswagen Passat и Audi A6 уже который год действуют повышенные тарифы на КАСКО.
По словам заместителя генерального директора компании "РЕСО-Гарантия" Игоря Иванова, на деле такая неясность в УК приводит к задержке выплат страхователям. Ведь лишь единицы из работающих по КАСКО (страхование по риску угон и ущерб) страховых компаний выплачивают компенсации по факту возбуждения уголовного дела. Большинство же предпочитает дождаться результатов следствия и закрытия дела. С учетом правовой неразберихи на это часто уходит год и более. А с учетом юридической изворотливости угонщиков им при задержании нередко удавалось сводить дело к административному наказанию в виде штрафа. Понятно, что ни о какой компенсации морального ущерба уже простившегося было со своим авто владельца в таких случаях и речи не идет.
Профессионалы, по словам Иванова, вообще предпочитают делить процесс угона машины на несколько этапов с отвечающими за ними исполнителями: один вскрывает, второй перегоняет, третий перебивает номера и лишь четвертый перепродает. Понятно, что отследить такую цепочку криминалистам удается не так уж и часто.