Новости
В России впервые появилась компания с рыночной стоимостью более $100 млрд. И это не предел
Экономика | Россия

В России впервые появилась компания с рыночной стоимостью более $100 млрд. Это, разумеется, “Газпром”. Вчера акции “Газпрома” подорожали еще на 4,5% до 119,2 руб. Инвесторов обрадовали планы концерна в течение двух-трех лет после либерализации рынка его акций вывести свои бумаги на Нью-Йоркскую фондовую биржу, поясняет начальник аналитического отдела “Брокеркредитсервиса” Максим Шеин, а также новость о начале поставок сжиженного природного газа в США. Участники рынка уже привыкли к росту бумаг газового монополиста — с начала года они подорожали на 55,2%, обогнав индекс РТС (+48%). Но вчерашние торги примечательны не очередным рекордом котировок “Газпрома”, а тем, что его капитализация впервые превысила $100 млрд, пишет "Ведомости".

“Это чудовищно большая капитализация, причем не только по российским меркам, — отмечает аналитик "Атона" Алекс Кантарович. — "Газпром" — звезда первой величины, его можно любить, можно не любить, но с ним нельзя не считаться”. Это знаковая величина, которая выражает признание за “Газпромом” статуса тяжеловеса, указывает начальник центра анализа рыночной конъюнктуры Газпромбанка Сергей Суверов. “Во всем мире все, что стоит более $10 млрд, считается крупным бизнесом, а стоимость "Газпрома" в 10 раз превысила эту планку”, — говорит Кантарович.

Российский монополист оставил позади Dell (капитализация — $85 млрд на конец прошлой недели), HP ($80 млрд) и Nokia ($70 млрд) и приблизился к J. P. Morgan Chase ($120 млрд) и IBM ($127 млрд). Правда, до самых дорогих в мире Exxon Mobil ($383 млрд) и General Electric ($353,3 млрд) концерну еще далеко. Капитализация китайской CNPC сейчас составляет $143,8 млрд, французской Total — $161,3 млрд, а британской BP — $246,3 млрд.

С этими нефтегазовыми компаниями “Газпром” намерен потягаться в ближайшую пятилетку. На прошлой неделе председатель правления “Газпрома” Алексей Миллер заявил в интервью корпоративному журналу, что через пять лет стоимость концерна может достичь 200 млрд евро, а при благоприятном стечении обстоятельств значительно превысить ее.

Эти планы не кажутся экспертам фантастическими. “С такими ценами на ресурсы, грядущей либерализацией [рынка акций] и нормальным листингом потенциал акций "Газпрома" огромен, — говорит Кантарович. — А если при этом компания начнет дружелюбно относиться к акционерам, то ее капитализация может вырасти в разы”. В этом не сомневается и Суверов. После либерализации рынка акций “Газпрома” в несколько раз увеличится их вес в индексе MSCI Emerging Markets (сейчас — 0,22%), указывает он, что приведет к резкому росту спроса на эти бумаги со стороны индексных фондов. До конца года котировки акций монополии могут вырасти еще на 20%, полагает Суверов.

Другим нашим компаниям до $100-миллиардного уровня еще очень далеко. “ЛУКОЙЛ”, второй по капитализации в России, с начала года подорожал на $16,4 млрд и по итогам вчерашних торгов стоил $41,6 млрд. Недавно компания поставила себе цель увеличить свою стоимость до $60 млрд. На прошлой неделе вице-президент и член совета директоров “ЛУКОЙЛа” Леонид Федун, которому принадлежит более 5% акций компании, представил совету директоров доклад о конкурентных позициях компании в отрасли. В нем, как рассказал “Ведомостям” источник в “ЛУКОЙЛе”, Федун прогнозировал капитализацию компании в среднесрочной перспективе в $50-60 млрд.

Почти все российские компании последнее время стремительно дорожают. Их капитализация, по оценке “УралСиба”, составляет сейчас около $370 млрд против $240 млрд в начале года. Без учета “Газпрома” наши публичные компании за восемь месяцев прибавили более $90 млрд.

Потенциал роста российских бумаг еще не исчерпан, считает Суверов. “Справедливый уровень индекса РТС на конец этого года — 820 пунктов, — считает аналитик "УралСиба" Владимир Савов. — Но я не удивлюсь, если огромная ликвидность и позитивный новостной фон вытолкнут его за 1000 пунктов”. В ближайшее время возможна коррекция, не исключает аналитик “Тройки Диалог” Антон Струченевский, но в долгосрочной перспективе позитивный тренд сохраняется. В течение года рынок может вырасти еще на 30%, прикидывает он. Кантарович более сдержан — 15% за год.